Здоровье детей под контролем государства

Идея разработать отдельный закон, посвященный вопросам защиты здоровья детей, возникла еще 8 лет назад.

При «Научном центре здоровья детей» Минздрава России была создана Лаборатория по правам ребенка, специалисты которой разрабатывали концепцию закона, но так и не встретили поддержки со стороны юристов, Минздрава и правительства.

Об этом рассказал Александр Баранов, академик РАН, директор ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Министерства здравоохранения РФ, председатель исполкома Союза педиатров России. Оппоненты отвечали, что существует много законов, куда «погружены» вопросы охраны детского здоровья, например, ФЗ–323.

Поддержал идею унифицированного закона Президент РФ Владимир Путин. Сегодня, по словам участников пресс–конференции, когда идет предвыборная борьба за места в Госдуме, им хотелось бы обратить особое внимание и кандидатов, и общественности на закон «О здоровье детей».

Александр Саверский, член Общественного совета при Министерстве здравоохранения РФ, соавтор последней редакции закона, уверен, что документ должен не только решать вопросы охраны и защиты здоровья детей, но и способствовать его активной поддержке.

Во–первых, необходимо выделить факторы, влияющие на здоровье детей, и управлять ими.

Например, авторы закона предлагают создать регистр таких факторов, оценив их полезность или, наоборот, вредное воздействие по 10–балльной шкале, и размещать оценку на детских товарах. Неудобный стул, на котором сидит ребенок в школе, может привести к большим затратам на длительное лечение остеохондроза.

Во–вторых, лекарства для детей должны быть бесплатны. По подсчетам экспертов, на обеспечение детей бесплатными лекарствами государству потребуется 33 млрд руб.

С лекарствами связана еще одна проблема: дело в том, что клинические исследования на детях не проводятся (законодательство этого и не требует), это приводит к тому, что врачи назначают лекарства для лечения детей вне инструкции (офф–лейбл). А. Саверский предлагает Союзу педиатров решать, назначать или нет определенные препараты для лечения детей, давать экспертную оценку возможных рисков.

«В нашей стране реализована давняя мечта Н. Хрущева — мы уже давно догнали и даже чуть обогнали Америку, по крайней мере, по показателям младенческой смертности, которая у нас чуть ниже, чем в США», — сказал А. Баранов.

Но актуальной остается проблема инвалидности. В России живут 540 тыс детей–инвалидов. В новом законе «О здоровье детей» обозначены возможности профилактики инвалидности.

Способствовать ее снижению должны и пилотные проекты «Школьная медицина», которые запускает Минздрав в 5 регионах.

Владимир Слепак, председатель Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Общественной палаты РФ, напомнил, что дети должны получать не только медицинскую помощь, бесплатные лекарства, но и питаться качественными безопасными продуктами, играть с безопасными для здоровья игрушками, родители должны быть уверены, что их ребенок вернется из летнего лагеря живой и невредимый, а персонал в детском саду или школе не заразит туберкулезом. По словам В. Слепака, до сих пор сотрудники детских учреждений проходят флюорографию всего лишь раз в год, этого явно недостаточно для безопасности вверенных им детей. Он также упомянул о поручении Президента РФ создать национальную систему управления качеством пищевой продукции. О том, как выполняется это поручение, пока ничего не слышно, по его мнению.

«Мы страна массовой подделки сертификатов соответствия. За 14 месяцев разработки поручения можно было бы принять уголовную ответственность за подделку сертификатов», — считает В. Слепак.

Что касается игрушек, то проверка Общественной палаты показала, что в 30% содержание тяжелых металлов в сотни раз превышает разрешенный показатель. Представителю Общественной палаты приходится также отстаивать права детей–инвалидов.

К примеру, изменение категории инвалидности означает потерю права на бесплатные лекарства.

«Государство последовательно уходит из сферы контроля», — отметил А. Саверский. — Система здравоохранения превратилась в некую «прачечную» по оказанию услуг.

Чтобы вернуться к старой советской системе, достаточно только пыль стряхнуть с нормативной базы, изменить отношение — и все заработает».

Участники пресс–конференции надеются, что государство защитит детей от всего, от чего оно может защитить, приняв в т.ч. закон «О здоровье детей».

Гончарова Анна

01.09.2016

Охрана здоровья детей в Российской Федерации: правовые вопросы



В статье проанализированы нормативно-правовые акты по вопросам охраны здоровья детей.

Представлены статистические данные и различные точки зрения на состояние законодательной базы и сложившихся негативных тенденций в сфере детского здравоохранения.

Обозначены существующие проблемы правового регулирования охраны здоровья детей. Выявлены основные риски и негативные последствия указанных в статье проблем, предложены пути их решения.

Ключевые слова: охраназдоровья детей, здравоохранение, законодательство.

Во второй половине XX века сложившиеся в России экономические, экологические, социальные и другие кризисные ситуации в различных сферах жизни способствовали негативному воздействию на здоровье подрастающих поколений, поэтому интерес к проблемам охраны здоровья детей постоянно растет.

Вопросы охраны здоровья детей законодателем определены в качестве приоритетных, включающих не только «заботу об их здоровье, но и надлежащую правовую защиту» [12]. С каждым годом в России увеличивается количество нормативных актов, направленных на реализацию организайцонно-правовых мер по охраны здоровья детей.

Однако, их количественное увеличение только усиливает несогласованность и противоречивость в действующей системе законодательства, регулирующей важные практические задачи детского здравоохранения.

Следовательно, актуальность исследования правовых вопросов охраны здоровья детей, обоснованна и становится объектом интересов не только представителей юридического сообщества, но и врачей, политологов, иных специалистов.

Цель исследованиясостоит в выявлении проблем, связанных с правовой основой охраны здоровья детей, правовым регулированием и правоприменением в сфере детского здравоохранения РФ.

Для достижения поставленной цели исследования проведён аналитический обзор международных правовых документов, действующего федерального законодательства и других нормативно-правовых актов, регулирующих охрану здоровья детей. Выявлены основные проблемы правового регулирования и правоприменения в сфере охраны здоровья детей. Изучены методологические подходы решения выявленных проблем.

В процессе исследования использовался формально-юридический метод при анализе действующего международного и национального законодательства РФ. Формально-логический метод позволил обратиться к уже существующим методологическим подходам и логическим законам при выявлении тех или иных правовых пробелов, коллизий норм, регулирующих вопросы охраны здоровья детей.

Использованные в процессе исследования различные отчеты и аналитические показатели, вызвали необходимость применения статистического метода.

Кроме того, увеличение смертности, снижение рождаемости, дефицит бюджетного финансирования детского здравоохранения — всё это не только результат использования возможностей статистики, но и существенный правовой аспект, который также определяет актуальность данного исследования.

Законодательное регулирование детского здравоохранения в Российской Федерации строится и развивается на основе общепризнанных международных норм, в числе которых следует выделить Всеобщую декларацию прав человека, согласно ст.

25 «материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь» [12]; Декларацию прав ребенка «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту до и после рождения» [12]; Конвенцию о правах ребёнка, которая определяет, что «государства — участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья» [12] и т. д. Однако на основании проведённого аналитического обзора международно-нормативных документов можно резюмировать следующее. Имплементация в России международно-правовых норм, регулирующих вопросы охраны здоровья детей, является проблемной и слаборазвитой областью теории и практики национального права. Во-первых, до сих пор остается неразрешённым вопрос о соотношении, национального законодательства с международными нормами. С одной стороны, в ч.4 ст.15 Конституции РФ указано, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» [12]. С другой стороны, вынесенное Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2015 г. № 21-П г, а так же последующие изменения в национальном законодательстве, коснувшиеся расширения полномочий Конституционного Суда, определили нормы национального права приоритетными [1, с.126–128]. Во-вторых, сложную правовую проблему представляет учет национальных и культурных особенностей различных групп детей, проживающих на территории РФ. Для представителей восточной диаспоры с мусульманской религией, других конфессий и религий, определённые положения международных нормативных документов — продукт западной цивилизации, неприемлемы и спорны [4, с.186]. По данной проблеме целесообразно обратиться к исследованиям А. Е. Черкасовой, которая в своей работе «Институциональное взаимодействие медицины и религии» отмечает «оказание медицинской помощи без учета религиозно-культурных особенностей индивидуума, может привести к крайне негативным последствиям» [8, с.45]. Однако, духовная составляющая человеческой личности в современном здравоохранении РФ выходит за границы компетенции медицины.

Современное российское законодательство по охране здоровья детей представляет собой многоуровневую и многогранную структуру федеральных и региональных законодательных, нормативно-правовых и отраслевых актов, затрагивающее различные сферы общественных отношений.

Несмотря на плодотворную деятельность законодателей по вопросам детского здравоохранения, в последние годы в России наблюдаются негативные тенденции в состоянии здоровья детей во всех возрастных группах.

По официальным статистическим данным Федеральной службы государственной статистики за 2017–2018 год 35 % детей в России рождаются с врожденными заболеваниями, 12 % детей в России рождаются не доношенными, число детей инвалидов в стране составляет более 500 000 (2 %).

Около 50 % детей рожденных в России, имеют психологические отклонения. К моменту окончания школы 2,5 % выпускников остаются полностью здоровыми, соответственно 97,5 % имеют проблемы со здоровьем, а 70 % из них имеют хронические заболевания. На январь 2018 г.

раком болеют примерно 20 00 детей до 17 лет, причем 60 % приходится на малышей от 0 до 4 лет. В 2017–2018 учебном году в Российских школах, на уроках физкультуры умерло 211 учеников, в основном из за проблем с сердцем [12].

В России одновременно реализуются Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» и Приоритетный национальный проект «Здоровье», на финансирование которых выделяются значительные средства из федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования. При этом, как свидетельствует проведенное исследование Н. В. Рехтиной и Н. Н. Калмыкова, статус и процедуры реализации этих программ в нормативных правовых актах не определены, в результате мероприятия данных программ зачастую дублируются [2]. Следовательно, выполнение не связанных, а где-то и противоречивых между собой программ приводит к их низкой результативности и бесконтрольным программным расходам на здравоохранение, что не способствует эффективному решению правовых проблем охраны здоровья детей.

О необходимости совершенствования законодательной базы по вопросам правового регулирования детского здравоохранения в своём исследовании затрагивает и председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья детей Т. В. Яковлева, утверждая, что врачи бьют тревогу — разработка государственных образовательных стандартов ведётся без надлежащего медицинского сопровождения [10]. Е. А.

Певцова и С. А. Усатов по данной проблеме отмечают, что «несогласованность вводимых локальных изменений в образовательный процесс со всей организационно-образовательной системой, ведет к их ключевому противоречию.

Кроме того, зачастую, из-за отсутствия профессиональной и грамотной педагогической экспертизы, с учётом мнения медицинских специалистов те идеи, которые ставит законодатель в сфере образования, не только порой не достигают намеченной цели, но и негативно отражаются на состоянии здоровья детей» [6].

В этой связи высказывание директора НИИ возрастной физиологии Российской академии образования М. М. Безруких весьма актуально: «главный вопрос не только в том, соответствует ли нагрузка на детей нормативу, но и соответствует ли сам норматив возможностям здоровья современного ребенка» [12].

Таким образом, на основании выше изложенных точек зрения и проведенного анализа таких нормативных актов как ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2014 г.

Читайте также:  В россии введен запрет на курительные смеси

№ 120 «О порядке проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания», стала очевидной необходимость выработки и законодательного закрепления норм, определяющих правомочие представителей сферы здравоохранения быть включёнными в состав экспертов для проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания детского населения России.

Общественные отношения в сфере охраны здоровья ребёнка регламентированы различными отраслями права.

Однако, рассмотрение правовых вопросов охраны здоровья детей в различных отраслях правовой системы, не только не повлияло на интеграцию действующих нормативно-правовых актов при решении проблем детского здравоохранения, а усилило их противоречивость в слишком большой и слишком сложной правовой системе здравоохранения РФ.

В значительной степени общественные отношения в сфере охраны здоровья детей урегулированы Трудовым кодексом Российской Федерации, который наряду с общими нормами регулирования труда устанавливает особенности регулирования труда несовершеннолетних. Так, в соответствии с разъяснениями Минздрава РФ Письма от 16.05.

2017 N 15–2/3036225–9596, «лица, не достигшие 18-летнего возраста, допускаются к работе только по результатам медицинского осмотра и только в оптимальных или допустимых условиях труда» [12]. В связи с этим необходимо указать на то обстоятельство, что на практике далеко не все работодатели стремятся официально нанимать несовершеннолетних работников, т. к.

работодатель при этом несёт дополнительные материальные расходы, в том числе на проведение медицинских осмотров. Следовательно, в силу сложившихся рыночных отношений, работодателю выгоднее не официально принимать на работу несовершеннолетнего, тем самым пренебрегая правилами охраны здоровья детей.

При решении данной проблемы представляется справедливым согласиться с предложением В. Алистархова «чтобы заинтересовать потенциальных работодателей в официальном приеме несовершеннолетних на работу, необходимо законодательно освободить работодателя от обязанности нести хотя бы расходы на медицинские осмотры несовершеннолетних и закрепить для таких работников прохождение их на бесплатной основе в государственных медицинских учреждениях» [7].

Также стоит отметить, что не оставляет без внимания проблемы правового регулирования охрана здоровья детей и отрасль гражданского права. В частности это выражается в том, что в современном здравоохранении сложилась устойчивая тенденция развития платных медицинских услуг.

По оценке экспертов, крупнейшими сегментами рынка частной медицины в России являются стоматология — 60 %, гинекология — 20 %, диагностика — 10 %, косметология — 6 % [5, с.262–264].

С одной стороны — это способствует возможности получения медицинских услуг, не доступных в рамках программ обязательного медицинского страхования, с другой стороны, во-первых, на практике, сфера коммерческой медицины не доступна для детей из малоимущих или многодетных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Во-вторых, анализ судебной практики показал, «нездоровое» стремление коммерческой медицины гнаться не за качеством предоставляемых медицинских услуг, а за количеством пациентов, что негативно отражается на развитии детского здравоохранения.

Подводя итог проведённому исследованию вопросов правового регулирования охраны здоровья детей, необходимо отметить то, что на сегодняшний день современное российское законодательство по вопросам детского здравоохранения в значительной степени носит дискретный характер, в большинстве случаев состоит из не связанных между собой нормативных актов, следовательно, негативные тенденций низкой эффективности государственных мер, в сфере правового регулирования детского здравоохранения, позволяют утверждать о необходимости её модернизации. Кроме того, целесообразно, прислушаться в этом плане к мнению известного правоведа А. Тадеева, который считает, что действующее российское законодательство в сфере здравоохранения с огромным числом нормативно-правовых актов уже содержит развитую систему правовых мер по охране здоровья детей. Следовательно, совершенствование действующего законодательства детского здравоохранения, должно быть не изобретением новых правовых механизмов и принятием новых законов, а повышение эффективности применения уже имеющихся правовых норм, т. е. улучшения правоприменительной практики [9]. Таким образом, сущность выше изложенного сводится к тому, что в сфере правового регулирования детского здравоохранения назрела острая необходимость в совершенствовании «Концепции проекта Федерального закона «Об охране здоровья детей”», с учётом имеющихся проблем правоприменительной практики. Ранее, в рамках исследовательской работы «Научные основы государственной политики в области охраны здоровья детей», на соискание учёной степени доктора медицинских наук, Е. Ю. Лапиным уже был разработан и научно обоснован проект Федерального закона «Об охране здоровья детей» [3, с.53], однако как показали проведённые исследования, данная научная концепция так и осталась на уровне проектной разработки.

Литература:

«НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В РОССИИ И ЕЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ»

  • МДОУ д/с «Черемушки»
  • города Балашова Саратовской области
  • КОНСУЛЬТАЦИЯ
  • «НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В РОССИИ И ЕЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ»

воспитатель Фатеева Ю.А.

1 квалификационная категория

Национальная стратегия определяет основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые моменты ее реализации. Стратегия базируется на общепризнанных признаках и нормах международного права.

  1.  Национальная  стратегия осуществляется по следующим основным направлениям: семейная политика детствосбережения, доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей, здравоохранение дружественное
  2. детям, здоровый образ жизни, равные возможности детей нуждающихся в особой заботе государства, создание правосудия и обеспечение прав и системы защиты дружественной к ребенку.
  3.              Основными задачами в части гигиены и охраны здоровья детей являются: обеспечение государственной поддержки строительства новых дошкольных образовательных учреждений, а также развитие всех форм безопасного дошкольного образования, включая негосударственный сектор.
  4. Национальная стратегия действий в интересах детей
  5.  на 2012-2017 годы, утверждённая Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761

Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция РФ гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства.

Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, РФ выразила приверженность к участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды комфортной и доброжелательной для жизни детей. В РФ Национальный план действий в интересах детей был принят в 1995 г. и рассчитан до 2000 г.

В рамках очередного этапа социально экономического развития страны актуальным является разработка и принятие нового документа — Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

В последнее время обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов страны. В посланиях Президента Федеральному Собранию РФ ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства.

Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально экономического развития РФ на период до 2020г., Концепции демографической политики РФ на период до 2025 г.

   Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование»,федеральных целевых программ.

Принят ряд законодательных актов направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз осуществлению прав детей. Созданы новые государственные и общественные институты.

              Учреждена должность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка. В ряде субьектов РФ создан институт уполномоченного по правам ребенка. Учрежден Фонд поддержки детей находящихся в трудной ситуации.

Увеличился фонд финансирования социальных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми.

Впервые в России проведена широкомасштабная общенациональная информационная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми, введен в практику единый номер телефона доверия.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ ДЕТСТВА.

Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение  международных стандартов в области прав ребенка. Высокий риск бедности при рождении детей особенно в многодетных и неполных семьях. Распространенность семейного неблагополучия и семейного насилия. Низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями.

Распространенность лишения родительских прав. Нарастание новых рисков связанных с увеличением информационного поля. Неравенство между субъектами РФ в отношении объема и качества доступных услуг для детей и их семей. Социальная  исключенность уязвимых категорий детей.

Отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов касающихся их непосредственно.

КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ

                Семейная политика детсвосбережения. 

Первоочередные меры —  разработка и принятие государственных гарантий в области доходов и социальных услуг,  определяющих основные показатели качества жизни семей с детьми. Совершенствование налоговых вычетов для таких семей.

Разработка мер по своевременной выплате алиментов достаточных для содержания ребенка и создание государственного алиментного фонда. Разработка и  развитие стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2020 г. и план  мероприятий,  но реализации в формате федеральной целевой программы.

   Разработка и принятие программы пропагандирующей ценности семьи,  приоритет ответственного родительства. Разработка и нормативное обеспечение стандартов оказания профилактических услуг по жестокому обращению с детьми. Обеспечение внедрения современных технологий и реабилитационной работы с семьей.

Организация на межведомственной основе системы раннего выявления социально неблагополучных семей и комплексной работы с ними. Введение запрета на изъятие детей из семей без предварительной социально- реабилитационной работы.

ДОСТУПНОСТЬ КАЧЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Основной проблемой доступности дошкольного образования для всех категорий детей является дефицит мест в дошкольных учреждениях.

Первоочередные меры — обеспечение государственной поддержки строительства новых дошкольных образовательных учреждений.

Развитие всех форм дошкольного образования, таких как семейный детский сад, центры игровой поддержки и другие,  включая негосударственный сектор.

Законодательное закрепление правовых механизмов реализации права детей-инвалидов на включение в существующую образовательную среду. Нормативное урегулирование ресурсного обеспечения воспитательной деятельности.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ.

Национальная стратегия  реализуется во взаимосвязи с Концепцией долгосрочного социально- экономического развития РФ на период до 2020г., с Концепцией демографической политики на период до 2025г. и приоритетными национальными проектами.

Координирующим органом является образуемый при Президенте координационный совет. Национальную стратегию предусматривается реализовать в два этапа: с 2012 по 2014 и с 2015 по 2017г.

Механизмом контроля являются ежегодные аналитические доклады координационного совета и альтернативные доклады  общественности и экспертного сообщества при участии детей.

Владимир Путин: От сохранения здоровья детей зависит будущее нации нашего государства

Глава государства провел заседание Координационного совета при Президенте по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы. Темой заседания стали охрана и укрепление здоровья подростков.

— Состояние здоровья подростков напрямую влияет на их дальнейшую жизнь, на их способность обрести профессию, создать семью, воспитать детей.

В этом возрасте организм перестраивается, готовится к взрослой жизни, идёт его бурный рост, интенсивно формируется личность и мировоззрение человека, — отметил Владимир Путин.

— В такой период дети особенно уязвимы и порой просто беззащитны перед трудностями, соблазнами и рисками сегодняшнего мира. Поэтому очень важно помочь детям в это ответственное время и прежде всего уделить самое пристальное внимание их здоровью.

Глава государства напомнил, что здоровье подростков определяет множество факторов – это атмосфера в семье и школе, благосостояние родителей, доступность медицинских услуг, качество питания, условия для занятий физической культурой и спортом. И работа по всем этим направлениям должна вестись комплексно.

Читайте также:  Витаминный комплекс с берегов Амазонки

Согласно статистике, в 2011 году количество абсолютно здоровых подростков составило всего 16%, а у 54,3% детей были выявлены различные функциональные нарушения, изкоторых 5% — связаны с инвалидностью. За последнее время были значительно увеличены объемы высокотехнологичной медицинской помощи: в 2012 году – в 1,3 раза, в прошлом году – в полтора раза по сравнению с 2011 годом. 

Для профилактики нарушений репродуктивного и психологического здоровья подростков усилены соответствующие медицинские службы. Почти в два раза увеличилось количество кабинетов медико-социальной помощи. Как результат – снизился процент детей с психическими и эмоциональными расстройствами. Число подростковых суицидов уменьшилось вдвое за последние пять лет.

Президент особо подчеркнул, что важно усилить внимание к эмоциональному состоянию детей со стороны родителей и учителей, а помощь специалистов должна быть доступной, эффективной и своевременной. 

По итогам диспансеризации прошлого года среди детей 15–17 лет число абсолютно здоровых подростков увеличилось на 6 процентов, имеющих хронические заболевания – снизилось на 5 процентов.

— Сохранение и укрепление здоровья детей – забота не только органов здравоохранения. Эти вопросы требуют комплексного, межведомственного подхода и решения, причём на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, и, конечно же, востребовано участие общественных организаций, социально ориентированных структур гражданского общества, — отметил Владимир Путин.

По мнению президента, все субъекты Федерации должны иметь собственные программы укрепления здоровья подростков, учесть в них уже имеющийся опыт, определить приоритеты, привлечь инвестиции. 

Права детей на бесплатное оказание медицинской помощи и предоставление лекарственных средств

Основополагающим правовым актом в сфере охраны здоровья является Конституция Российской Федерации. В соответствии со ст.

41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч.1).

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ч. 2).

Право человека на охрану здоровья и медицинскую помощь, обязанность государств развивать систему медицинской помощи и обеспечивать ее доступность для населения предусмотрены в важнейших международных правовых актах (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 24 Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1989 году).

С учетом важнейших конституционных положений принят системообразующий Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №323-ФЗ).

Согласно ст.

4 указанного Федерального закона №323-ФЗ одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет охраны здоровья детей.

В соответствии со ст.

7 Федерального закона №323-ФЗ государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей (ч.1).

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями (ч. 4).

В силу ст. 10 Федерального закона от №323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (п.5).

Согласно ч. 2 ст. 19 названного Федерального закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Для осуществления предоставляемых несовершеннолетним прав на бесплатное получение медицинской помощи одной из ключевых гарантий является правовая регламентация финансового обеспечения, источники которого также обозначены Федеральным законом №323-ФЗ, Федеральный закон от 29.11.

2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» формирует систему обязательного медицинского страхования, которое является одним из видов обязательного социального страхования.

Средства, аккумулируемые в рамках обязательного медицинского страхования, составляют финансовую основу государственной системы здравоохранения.

В соответствии со ст.

80 Федерального закона №323-ФЗ Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – Программа) устанавливает перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также устанавливает требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

Согласно ст.

81 Федерального закона №323-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – Территориальные программы).

В соответствии со ст.

29 Федерального закона №323-ФЗ организация охраны здоровья осуществляется, в том числе, путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 3 ст. 80 Федерального закона №323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках Программы и Территориальных программ не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи, ежегодно утверждаемый Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.

1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утверждён Перечень групп населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (далее – Перечень групп населения).

Согласно указанному Перечню групп населения дети первых трех лет жизни, а также дети из многодетных семей в возрасте до 6 лет и дети-инвалиды в возрасте до 18 лет имеют право на бесплатное получение всех лекарственных средств, включенных в Перечень лекарственных препаратов. Кроме того, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет имеют право на бесплатное получение средств медицинской реабилитации (по медицинским показаниям).

В соответствии с п. 7 Порядка назначения лекарственных препаратов, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.01.2019 №4н (приложение № 1 к приказу) факт выдачи рецепта на лекарственный препарат законному представителю или уполномоченному лицу фиксируется в медицинской документации пациента.

Таким образом, для бесплатного получения лекарственного препарата, включенного в Перечень лекарственных препаратов, лечащий врач обязан выписать рецепт на соответствующем бланке установленного образца.

Сведения о назначенном лекарственном препарате (наименование лекарственного препарата, дозировка, способ введения и применения, режим дозирования, продолжительность лечения и обоснование назначения лекарственного препарата) врач должен внести в медицинскую документацию.

Правовое регулирование в сфере здравоохранения детей осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. В соответствии со ст.

72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; осуществление мер по борьбе с эпидемиями, ликвидация их последствий.

Поэтому по вопросам медицинской помощи и лечения принимаются законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Органы государственной власти субъектов РФ по вопросам здравоохранения принимают свои законы, в которых также закреплено право на бесплатное получение медицинской помощи.

Таким образом, право на получение бесплатной медицинской помощи детям предусмотрено нормативными правовыми актами всех уровней власти.

Защита жизни и здоровья детей как основа социальной политики государства

  • УДК 347 ББК 67
  • DOI 10.24411 /2312-0444-2021-1-63-66
  • Защита жизни и здоровья детей как основа социальной политики государства

Иван Васильевич БОНДАРЕНКО, кандидат юридических наук, доцент, доцент Института Академии ФСИН России по кафедре гражданского права и процесса ivan.bondarenko.5959@mail.ru

  1. Максим Николаевич МАХИБОРОДА,
  2. кандидат юридических наук, доцент Института Академии ФСИН России по кафедре гражданского права и процесса maks-net@yandex.ru
  3. Юлия Ивановна ФРОЛОВСКАЯ,
  4. кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права и процесса Академии ФСИН России yul-frol@mail.ru

Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право

Рецензент: Е.В. Блинкова, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданского права и процесса Академии ФСИН России

Аннотация. В статье исследуются вопросы социальной политики государства в области защиты прав и законных интересов ребенка. Раскрываются вопросы охраны и защиты прав детей в области здравоохранения.

Изучаются возможности привлечения родителей, законных представителей, органов опеки и попечительства в случае безответственного отношения к состоянию здоровья ребенка к ответственности.

Проанализирована проблема злоупотребления родителями своими правами, когда они отказываются от прохождения медицинского обследования ребенка, в том числе не дают согласие на медицинское вмешательство.

Ключевые слова: государственная политика, ребенок, здравоохранение, права родителей, медицинское обследование.

Annotation. The article deals with issues of the State social policy in the sphere of protection of a child's rights and legitimate interests. The issues of protection of children's rights in the field of health care are revealed.

Possibilities of involvement of parents, legal representatives, guardianship and custody bodies in case of irresponsible attitude to the state of health of the child to responsibility are studied.

The problem of parents' abusing their rights when they refuse to undergo the child's medical examination, including not giving consent to medical intervention, is analyzed.

Keywords: state policy, a child, health care, parents' rights, medical examination.

Государственная политика в области охраны здоровья детей является самостоятельным направлением стратегии России, закрепленным в нормативно-правовых актах.

Баланс политики в сфере здравоохранения и социального обеспечения прав и законных интересов детей определяется целенаправленным курсом государства в любой период истории.

Вопросы охраны жизни и здоровья ребенка являются необходимой составляющей законодательства высшего уровня.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Политика в области здравоохранения включает стратегию государства в области охраны здоровья детей и их защиты. Соответственно, права ребенка обеспечиваются методами государственной политики.

Исходя из основ Конституции Российской Федерации [1] семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Каждый человек имеет право на свободу своих собственных убеждений (ст.

19 Всеобщей декларации прав человека) [2].

Детство является тем период жизни любого человека, когда происходит становление и раз-

Читайте также:  Красивая улыбка – лучший новогодний подарок!

№ 1/2021

витие личностных качеств, а также закладываются основы физического и психологического здоровья. Развивая личность в духовном и физическом аспекте, государство стремится создать экономически благоприятные условия, посредством социальных гарантий, облекая их в нормы права.

Поскольку речь идет о детях, мы в первую очередь должны говорить о том, кто же является ребенком. Конвенция о правах ребенка и семейное законодательство Российской Федерации закрепляют в норме права, что ребенок — это лицо, не достигшее возраста 18 лет [3].

Но все ли так просто с данным понятием?

Приказ Минздрава России от 16 января 2013 г. № 7н определяет медицинские критерии рождения [6]. Исходя из данного Приказа не каждым плод, который отделяется от организма матери посредством родов, является ребенком.

Если ребенок родился с массой тела менее 500 грамм на сроке беременности до 22 недель и длина тела не достигает 25 см, за исключением многоплодной беременности, то мы такой плод с точки зрения закона не признаем ребенком.

А это говорит том, что на законодательном уровне плод не защищен.

Его развитие, жизнь и здоровье напрямую зависят от здоровья матери, от ее образа жизни и отношения к состоянию беременности, поскольку с точки зрения российского закона мы говорим исключительно о жизни и здоровье родившегося ребенка, соответствующего всем медицинским критериям, перечисленным нами выше.

Как быть в той ситуации, когда из-за халатного отношения к развитию и здоровью плода появляется в результате родов ребенок с пороками в развитии. Кто за это несет ответственность? Вопрос остается открытым. В настоящий момент времени врачи только могут дать рекомендации по образу жизни, питанию будущей матери. А вот привлечь к ответственности такую женщину, к сожалению, нельзя.

Обратимся к мировому опыту в данном вопросе.

В уголовном законодательстве США закреплена норма, защищающая человеческий эмбрион (плод). Например, в ст. 125.00 УК штата Нью-Йорк предусматривается ответственность за убийство нерожденного ребенка, которым женщина была беременна более 24 недель [7].

  • Если обратиться к примеру охраны жизни и здоровья ребенка по законодательству Украины, то в данном государстве она осуществляется с того момента, когда появится какая-либо из частей тела ребенка из утробы матери. Но
  • никак не исходя из медицинских критериев рождения определяется, появился на свет плод или ребенок.
  • На наш взгляд, жизнь и здоровье детей необходимо защищать вне зависимости от роста, массы и длины тела при рождении.

На современном этапе развития Российской Федерации как социального государства является проблемой злоупотребление родителями своими правами, когда они отказываются от прохождения медицинского обследования своих детей, ссылаясь на тот факт, что никто не вправе навязывать родителям взгляды по медицинскому обследованию детей. Даже в том случае, если это взгляды высококвалифицированных специалистов.

Дети имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе на прохождение медицинского осмотра как профилактического, так и планового характера. Медицинский осмотр ребенка направлен на выявление патологий в состоянии здоровья, а также факторов риска развития патологий в будущем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В данном случае речь идет о праве в рамках правоспособности ребенка. Правоспособность является составной частью правосубъектности. А значит, не может, на наш взгляд, существовать без дееспособности. Как быть в том случае, если лицо имеет право, но реализация этого права зависит от родителей либо законных представителей?!

Дееспособность последних обеспечивает возможность ребенку нормально развиваться. Поскольку данные лица несут ответственность за жизнь и здоровье своего ребенка, значит, они должны действовать в его интересах, а не в своих собственных. И даже в том случае, когда их убеждения идут вразрез с интересами ребенка.

Таким образом, родители несут ответственность за реализацию прав ребенка. И если они бездействуют, на защиту законных прав и интересов детей должны быть направлены действия органов опеки и попечительства и прокурора. Защитить ребенка можно как в административном, так и в судебном порядке.

Каждый ребенок должен получать заботу от своих родителей вне зависимости от уровня семейного и социального благополучия.

Говоря о нормах социального характера, подчеркнем справедливую позицию государства, нормы которого направлены на поддержку семьи, но при этом и о невмешательстве государства в том случае, если ребенку оказывается должная забота со стороны законных представителей. И только в том случае, когда права ребенка нару-

№ 1/2021

шены, либо есть основания предполагать, что данные права могут быть нарушены, органы государственной власти, органы местного самоуправления, прокурор встают на защиту прав и законных интересов ребенка.

Особая охрана ребенка подразумевает заботу, в частности о его здоровье, и своевременное обращение родителей либо законных представителей за квалифицированной медицинской помощью. Не только государство в рамках социальной политики заботится о здоровье ребенка, но прежде всего семья, поскольку своевременно заметить изменения в состоянии здоровья могут именно родители.

Медицинские организации действуют в рамках социальной политики государства при проведении плановой вакцинации детей. Стратегия государства в области иммунопрофилактики раскрывается в безвозмездном и доступном характере для ребенка. В том числе в социальной поддержке ребенка в случае поствакцинального осложнения.

В настоящее время эффективно используются иммунобиологические препараты самого нового уровня. Российская Федерация осуществляет через органы и учреждения контроль за качеством, безопасностью и эффективностью данных препаратов. Ведутся научные исследования, направленные на совершенствование медицинской помощи ребенку.

По общему правилу, родители дают согласие на медицинское вмешательство до достижения ребенком 15-летнего возраста. На наш взгляд, данная норма должна быть подвергнута изменению. Подчас неполученное согласие родителей либо законных представителей может стоить жизни ребенку.

Исходя из п. 2 ст. 7 ФЗ «Об охране здоровья граждан» дети имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи. Данная норма носит императивный характер [5].

При оказании медицинской помощи работники учреждений здравоохранения обязаны действовать в интересах ребенка. А это значит, что необходимо закрепить на законодательном уровне право врача при несогласии родителей на медицинское вмешательство действовать в интересах ребенка в той ситуации, когда речь идет о спасении жизни последнего.

Вызывают серьезное беспокойство факты, когда родители ребенка не обращаются в медицинские организации и в случае ухудшения состояния здоровья детей. Нет нормы права, обязывающей родителей обратиться за квалифицированной медицинской помощью в случае,

например, повышенной температуры тела ребенка. При этом другие родственники, которые не являются законными представителями ребенка, если подозревают проблемы в состоянии здоровья, имеют возможность обратиться за медицинской помощью (кроме экстренных ситуаций) только с письменного согласия одного из родителей.

Не редкие случаи, когда родители, злоупотребляя данным правом, не приводят детей на плановые осмотры, считая данные обследования абсолютно ненужными. Зачастую это аргументируется тем, что взвесить ребенка или померить его рост они могут и в домашних условиях. А для того чтобы посетить врача, нужно провести в очереди до двух часов времени, и иногда при этом рядом находятся больные дети.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

  1. Такие родители, халатно относящиеся не только к исполнению своих обязанностей в отношении ребенка, но и относящиеся безответственно к его здоровью, отказываются от вакцинации ребенка, объясняя это тем, что после данного медицинского вмешательства у ребенка наблюдается ухудшение в состоянии здоровья.
  2. Мы полагаем, что необходимо на законодательном уровне закрепить обязанность за органами опеки и попечительства ставить на учет данные семьи с целью охраны и защиты здоровья детей.
  3. Отказ родителей лечить ребенка, на наш взгляд, является преступлением против жизни и здоровья ребенка.

В настоящий момент реальность такова, что все больше родителей прибегают к нетрадиционным методам лечения своих детей. Зачастую данная проблема возникает из-за средств массовой информации, которые активно рассказывают о нетрадиционных способах лечения детей и об угрозах для жизни ребенка во время и после вакцинации.

Возникает вопрос, почему исходя из нормы права мы говорим о том, что право родителей на выбор метода лечения детей важнее, чем само право ребенка на жизнь и здоровье.

Родители, выбирая альтернативные методы лечения и не доверяя современной высококвалифицированной медицине, прибегают к применению БАДов, эффективность которых не во всех случаях доказана.

Лицу, в частности, с тяжелыми заболеваниями, такими, как, например СПИД, прием препаратов данной группы может нанести непоправимый вред здоровью.

Мы не исключаем альтернативную медицину, но назначение данных препаратов, а также влияние их на организм детей должно отслеживать-

№ 1/2021

ся высококвалифицированными специалистами при помощи контрольных анализов и дополнительных медицинских обследований.

Такие семьи должны находиться на контроле у органов опеки и попечительства, и как только становится известным, что родители прибегают к методам альтернативной медицины, необходимо данную информацию доводить до органов опеки и попечительства с целью контроля здоровья ребенка.

А если эти органы бессильны и ситуация складывается таким образом, что жизни и здоровью может угрожать опасность, то такой ребенок должен быть немедленно отобран у родителей, а последние ограничены в родительских правах в соответствии с п. 2 ст.

73 Семейного кодекса Российской Федерации [4].

Иск об ограничении родительских прав может быть предъявлен в суд не только органами опеки и попечительства и прокурором, но также близкими родственниками ребенка, а также организациями, на которые возложены данные полномочия в силу закона.

Когда, например, родители или законные представители отказываются от переливания крови своему ребенку и данный факт грозит смертью, то врачи в экстренном порядке получают разрешение посредством подачи заявления в суд без согласия законного представителя или родителя.

На наш взгляд, данный механизм должен действовать во всех случаях, когда врач полагает, что есть угроза жизни и здоровью ребенка.

Дети, достигшие 15-летнего возраста, сами принимают решение о медицинском вмешательстве и дают согласие на обследование и вакцинацию. Нередки случаи, когда ребенок отказывается в добровольном порядке пройти обследование.

Органы опеки и попечительства обязаны вести с детьми разъяснительную работу, направленную на укрепление здоровья детей и нации в целом.

С нашей точки зрения, изменения в законодательстве в первую очередь должны коснуться социально значимых заболеваний. В данном случае, если родители отказываются от медицинского обследования, то они могут в судебном порядке быть ограничены, а впоследствии и лишены родительских прав, поскольку речь

идет о недобросовестном исполнении родительских обязанностей по отношению к ребенку.

Особую охрану здоровья в рамках государственной политики получают дети с ограниченными возможностями здоровья. В том числе и при получении образования и при привлечении к трудовой деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, необходимо на законодательном уровне в рамках социальной политики государства в области здравоохранения предусмотреть, что, помимо ответственности родителей перед ребенком, сотрудники медицинских организаций несут ответственность за несвоевременное обращение в органы опеки и попечительства, а также в судебные органы, если в результате их бездействия нанесен вред жизни или здоровью ребенка.

Библиографический список

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector