Виды закаливания. Как закаливать детей, чтобы уберечь от простуды, какой в этом смысл

Многие из родителей видели детей, обливающихся на морозе ледяной водой, бесстрашно ныряющих в снег из бани, а также плавающих в холодном бассейне круглогодично.

Эти дети редко и легко переносят инфекции, имеют богатырское здоровье и готовы к экстремальным нагрузкам.

Но не стоит повторять подобных экспериментов со своими детьми! Экстремальное закаливание без подготовки обернется вместо профилактики заболеваний серьезными болезнями.

Закаливание и профилактика простуд!

Дети часто болеют по причине того, что под влиянием негативных факторов среды происходит постепенное снижение защитных сил организма, ослабляется иммунитет и облегчается проникновение внутрь тела инфекции. Отличная профилактика инфекционных заболеваний и адекватное стимулирование иммунитета — это закаливание.

Однако многие родители представляют его себе в виде достаточно экстремальных вариантов — ныряния в прорубь, обтирания снегом или приема ледяного душа.

Но такое закаливание для большинства детей — это шок, после подобных экспериментов, в лучшем случае, разовьется вирусная инфекция, в худшем — пневмония и ангины, сильнейшее переохлаждение.

Родители, чьи малыши занимаются экстремальным закаливанием, не один год сами шли к подобным мероприятиям, и с раннего детства приучали к ним детей, либо это особые детские учреждения, в которых подобное закаливание практикуется как профилактика заболеваний и проводится поэтапно, под строгим контролем врача.

Однако прийти к такому закаливанию могут все, особенно это полезно тем детям, для которых диагноз «острая респираторная инфекция» стал практически постоянным спутником. Но профилактику простуд и общее укрепление организма надо начинать с самых простых и доступных методов, постепенно, по мере адаптации организма, усложняя методики.

Закаливание детей

Виды закаливания. Как закаливать детей, чтобы уберечь от простуды, какой в этом смысл

По своему определению, закаливание — это способ немедикаментозного воздействия на организм, преследующего цель стимулировать защитные силы детского организма, общую его сопротивляемость к негативным факторам внешней среды. Но, для неподготовленных детей, которые только начинают свой путь в профилактике простуд, экстремальные методики в виде ледяной воды, снега, холода не приемлемы. Это приведет к сильнейшему эмоциональному стрессу и физическому переохлаждению, что на длительное время создаст сильнейший страх перед всеми процедурами, а, значит, даст противоположный эффект. Только позитивные эмоции от процедур и постепенность воздействия возымеют действие.

Дети закаливаются благодаря воздействию на них трех естественных факторов — это вода, солнечное облучение и действие воздуха. Начинать процедуры можно с первых дней, но, главное в этом процессе — систематичность, то есть ежедневное применение методов, не отступая от них, а только постепенно усложняя воздействие. В этом случае эффект будет выраженным и стойким.

Противопоказания к закаливанию ребенка: острые инфекции, кожные проблемы

Виды закаливания. Как закаливать детей, чтобы уберечь от простуды, какой в этом смысл

Важно помнить, начать закаливание организма ребенка можно в любом возрасте, однако, прежде всего, нужно учесть наличие возможных противопоказаний. К ним относится:

  • Любая острая респираторная инфекция, лихорадка, аллергия в стадии обострения, общее недомогание.
  • Тяжелые хронические заболевания легких и сердца, особенно с наличием сердечно-легочной недостаточности.
  • Обострение любой соматической патологии.
  • Наличие на коже ранок, гнойничков, дерматита, экземы — до полного выздоровления.
  • Крайне негативное отношение ребенка к процедурам (если каждый сеанс закаливания у ребенка сопровождается истерикой и стрессом).

В таком случае профилактика заболеваний за счет закаливания не подойдет, и стоит принять во внимание какие-либо иные способы укрепления здоровья.

Что могут применить родители?

Виды закаливания. Как закаливать детей, чтобы уберечь от простуды, какой в этом смысл

В зависимости от возраста, сами родители, в домашних условиях, могут постепенно закаливать ребенка различными способами. Прежде всего, это водные процедуры: купания, обливания, подмывания и обтирания. Детей, при ежедневном купании в ванне привычной температуры, перед тем, как вынуть из ванны, рекомендуют обливать из ковшика или душа водой, чуть более прохладной — в пределах 35-34℃.

Постепенно, каждую неделю, можно снижать температуру воды для обливаний на 1-2℃, доведя ее до 18-20℃. Подобным образом можно применять и подмывания, обтирания влажным полотенцем, таким же образом меняя температуру воды.

Ближе к полутора годам можно переходить к обливаниям из тазика или ведра, постепенно снижая температуру воды от теплой к холодной. А к двум годам можно приучать детей к приему контрастного душа.

Полезными будут летние купания в бассейне, открытых водоемах (реки, озера, море), с пребыванием на солнышке. Это сочетание сразу трех закаливающих факторов, но их действие должно быть дозированным, чтобы это не привело к солнечным ожогам или переохлаждению в воде.

С раннего возраста полезны воздушные ванны, частое нахождение ребенка дома в одних трусиках, а по мере того, как кроха учится ходить — хождение босиком.

Основное правило, которое должны помнить родители, проводя закаливающие мероприятия, ребенок должен воспринимать их позитивно, они должны приносить удовольствие. Если же обливания или контрастные души сопровождаются истошными воплями и истерикой, от таких процедур ребенок получит только вред: стресс сильно подрывает иммунитет.

Важен и позитивный пример самих родителей. Если они давно относятся к сторонникам закаливания, регулярно сами принимают холодный душ или обливаются, ребенок скорее последует их примеру.

Поэтому заниматься закаливанием нужно совместно, подавая пример, и соблюдая основные принципы — постепенность, последовательность и постоянство.

Тогда организм привыкнет к смене температур, будет адекватно на них реагировать, что позволит ребенку укрепить защитные силы организма и активно сопротивляться внешним негативным факторам.

Закаливание часто болеющих детей

Закаливание – крайне полезная процедура, которая способна помочь малышу избавиться от надоедливых простудных заболеваний. Только очень важно проводить эти процедуры правильно, чтобы не навредить ослабленному организму. В первую очередь, чтобы закаливание не вызвало негативной реакции, нужно обязательно проконсультироваться со специалистом.

Виды закаливания. Как закаливать детей, чтобы уберечь от простуды, какой в этом смысл

Как правильно закаливать ребенка

Если ваш ребенок часто болеет, необходимо принимать меры. Очень эффективна профилактика простудных заболеваний, особенно закаливание, которое укрепляет иммунитет, помогает сохранить здоровье. При закаливании детей важно соблюдать несколько принципов.

  1. Во-первых, это систематичность. Чтобы добиться эффекта, закаливающие процедуры нужно проводить регулярно, каждый день. В этом случае, лень и разные отговорки недопустимы, особенно если вы только начали закаливающие мероприятия. Даже при легкой простуде, закаливание ребенка 6-7 лет продолжается, только при этом температура воды и воздуха в детской вовремя процедур не понижается. Нужно остановиться на той отметке, которая была до появления симптомов. Исключением является повышение температуры тела у ребенка.
  2. Во-вторых, нужно постепенно увеличивать время проведения процедур. Нельзя резко начинать закаливание, тем более, недопустимо длительное воздействие низкой температуры на организм ребенка, так вы только навредите своему малышу. Для того, чтобы организм адекватно реагировал на закаливающие процедуры, ему необходима адаптация к новым условиям.
  3. В третьих, для того, чтобы не вызвать негативную реакцию ребенка, нужно начинать процедуры в виде игры и обязательно с хорошим настроением. Помните, что никаких резких перепадов температур допускать нельзя. Если вы решили закаливать малыша, начинать следует с воздушных ванн и обязательно летом. Недопустимо начинать процедуры, если у ребенка респираторное заболевание.

Как закаливать часто болеющего ребенка

Первое, самое важное правило – начинать любые закаливающие процедуры после консультации с врачом, который определит необходимость мероприятий для вашего ребенка, а также поможет подобрать индивидуальные методы. Ваша задача – обеспечить безопасность и полезность закаливающих процедур.

Начинать заваливание ребенка 6-7 лет нужно в теплое время, летом. Зимой можно поддерживать здоровье ребенка, который часто болеет, регулярными прогулками при любой погоде и воздушными ваннами в комнате при температуре около 18 градусов. При этом руки и ноги малыша должны быть теплыми.

Летом обязательно нужно спать на открытом воздухе, принимать воздушные и солнечные ванны, которые особенно эффективны утром, гулять босиком, при этом нужно подбирать маршрут в стороне от дороги, где ребенок не поранит ноги стеклом или ржавыми гвоздями. Идеально гулять по гальке, траве, щебню или песку. Не нужно одевать летом колготки или носочки, даже вечером. Обувь ребенка должна быть открытой, чтобы избежать перегрева.

Для постоянно болеющего ребенка самым идеальным, эффективным методом будет закаливание ног.

Для этого нужно ежедневно устраивать контрастный душ для ножек. При этом горячую воду, температура которой должна быть около 40-42 градусов, не выше, чтобы не обжечь ребенка, нужно через минуту сменить на едва теплую, с температурой, не превышающей 30-32 градусов. При этом каждую неделю, нижнюю температурную границу нужно снижать на 1 градус. Когда вы достигнете 22-25 градусов, можно переходить на общий контрастный душ по такой же схеме.

Помещение, где спит ребенок, нужно проветривать не менее двух раз в сутки. Идеально, если температура в спальне малыша будет около 17-18 градусов. Это обеспечит ребенку здоровый сон, который особенно важен для школьника.

Процедуры следует проводить регулярно, перерыв более 5 дней требует начинать все заново. При этом применяются правила закаливания, как для новичков.

Закаливание – крайне полезная процедура, которая поможет вашему ребенку укрепить иммунитет. Очень важно, чтобы закаливающие мероприятия проводились регулярно, при этом не нужно сосредотачиваться только на одном из факторов. Помните, что вашими помощниками в этом является воздух, вода и солнце в любое время года.

Чтобы посмотреть видео с подробными инструкциями эксперта, вы можете приобрести наш курс «Алгоритм воспитания здоровых детей»

А как вы относитесь к закаливанию детей? Какими методами закаливания пользуетесь — делитесь в х!

Как правильно закаливать организм, виды закаливания, правила

Закаливание – это комплекс мероприятий, направленных на укрепление защитных сил организма, а также на повышение адаптации к условиям внешней среды.

Важнейшее профилактическое значение закаливания в том, что оно не лечит, а предупреждает болезнь. Закаленный человек легко переносит неблагоприятные факторы внешней среды (жару, мороз, ветер), которые ослабляют защитные силы организма, что может привести к развитию различных заболеваний.

Как закаливать организм, какие методы и способы подойдут именно вам, определяются возрастом, состоянием здоровья и индивидуальными особенностями организма.

Основные принципы закаливания

  • Как начать закаляться, чтобы не навредить организму, а укрепить здоровье, повысить иммунитет, увеличить продолжительность жизни?
  • Обязательное условие правильного закаливания – это следование здоровому образу жизни, где нет места алкоголю и курению.
  • Адекватное закаливание не вызывает побочных эффектов, наоборот, после систематического выполнения процедур поднимается настроение, нормализуется сон, повышается работоспособность, улучшается физическое и психическое здоровье.

Правила закаливания

Регулярность

Процедуры по закаливанию должны проводиться ежедневно. Если допускать длительные перерывы, то все достигнутые результаты сойдут на нет.

Читайте также:  Знакомая еда кажется вкуснее

Постепенность

Неподготовленный организм не должен подвергаться воздействию экстремальных факторов, например, обливанию ледяной водой или купанию в проруби. Главное условие правильного закаливания – это медленное и плавное понижение температуры воды или воздуха и постепенное увеличение продолжительности процедур.

Учет индивидуальных особенностей организма

При выборе методов закаливания следует учитывать возраст, состояние здоровья, сопутствующие заболевания.

Контроль за самочувствием (пульс, частота дыхания) до, во время и после процедуры позволит регулировать нагрузку в зависимости от состояния здоровья. Самоконтроль учитывает следующие показатели: общее самочувствие, уровень артериального давления, сон, аппетит, массу тела.

Разнообразие закаливающих средств необходимо для того, чтобы организм выработал устойчивость к разным раздражителям: вода, воздух, солнце. 

Если после закаливающих процедур, появилась бессонница, вялость, повышение температуры, кашель, то тренировки временно следует прекратить и обратиться за помощью к специалисту.

Физиологические основы закаливания

  1. В основе закаливания лежит тренировка периферических и центральных звеньев системы терморегуляции, которые контролируют процессы образования и отдачи тепла в организме.

  2. Организм человека в процессе эволюции выработал способность приспосабливаться к изменениям погодных условий, выдерживая даже значительные перепады температур, сохраняет при этом тепловой баланс внутри тела.

  3. При закаливании резко активизируется иммунная система, повышается физическая и умственная работоспособность, устойчивость к инфекционным, аллергическим, злокачественным заболеваниям, атеросклерозу, ожирению, диабету.
  4. Естественные факторы внешней среды, которые используются при закаливании, – это солнце, воздух и вода.

Закаливание воздухом

Под воздействием воздушных ванн повышается тонус нервной и эндокринной систем, нормализуются функции пищеварения, улучшается работа сердечной и дыхательной систем, изменяется состав крови – увеличивается количество эритроцитов и уровень гемоглобина, следовательно усиливается насыщение клеток организма кислородом.

Чем больше разница температур тела и воздуха, тем сильнее раздражаются рецепторы кожи. Поэтому холодные воздушные ванны активизируют защитные компенсаторные терморегуляторные механизмы, тренируя скорость сосудистых реакций, которые предохраняют организм от резких перепадов внешних температур.

Теплый воздух не несет закаливающего эффекта, но зато положительно влияет на окислительно-восстановительные процессы в организме.

Закаливание солнцем

Солнечная радиация оказывает влияние на организм с помощью инфракрасного и ультрафиолетового излучения.

Под действием инфракрасных лучей в организме происходит образование добавочного тепла, в результате чего усиливается потоотделение, увеличивается испарение влаги с кожных покровов, расширяются сосуды, появляется покраснение кожи, возрастает кровоток.

Ультрафиолетовые лучи (УФ) производят мощный биологический эффект на организм: под их влиянием в коже синтезируется витамин Д, играющий важную роль в фосфорно-кальциевом обмене. УФ лучи характеризуются бактерицидным свойством, повышают сопротивляемость организма к инфекциям, оказывают тонизирующее влияние на все органы и системы.

Кожа людей, принадлежащих к различным расам, имеет разную чувствительность к солнечному облучению. Это связано с толщиной поверхностного рогового слоя и способностью кожи к синтезу меланина – пигмента, количество которого определяет различный цвет кожных покровов: от белого до черного.

Закаливание водой

Одним из показателей эффективности водных закаливающих процедур служит реакция кожи.

Выделяют три фазы реакции кожных покровов на действие холодной воды:

  • I фаза – происходит спазм сосудов кожи, при сильном охлаждении изменения касаются и подкожно-жировой клетчатки.
  • II фаза – идет процесс адаптации к низкой температуре воды: сосуды расширяются, кожа краснеет. Для этой фазы характерно улучшение самочувствия, прилив бодрости и энергии.
  • III фаза –переохлаждение, когда заканчиваются приспособительные возможности организма, тело уже не может сохранить тепло. На этом фоне возникает сильный спазм подкожных сосудов, кожа бледнеет, обретает синюшный оттенок, появляется озноб.

При регулярном закаливании водой первая фаза становится короче, а вторая приходит быстрее. Самое главное, не допускать третьей фазы.

Программа закаливания для начинающих

Подготовительный этап: начало закаливания

Первый шаг к оздоровлению – сон с открытой форточкой в холодное время года, с открытым окном – в теплое.

Ежедневные прогулки на свежем воздухе в любое время года независимо от погоды. Продолжительность прогулок определяется самочувствием, уровнем тренированности, состоянием здоровья и возрастом.

Пребывание на воздухе хорошо совмещать с занятиями активными видами спорта: зимой – коньки, лыжи; летом – волейбол, бадминтон и другие подвижные игры.

Воздушные ванны подготавливают организм к закаливанию водой. Начинайте с температуры в +20 градусов по 10-15 минут, с постепенным понижением температуры на 1-2 градуса в неделю.

  • Умывание холодной водой утром и вечером.
  • Хождение босиком сначала дома, а летом по траве, песку, камешкам.
  • Летом – плавание в открытых водоемах, зимой – регулярные занятия в бассейне.

Основной этап

Водное закаливание оказывает более мощное воздействие на организм, нежели воздух.

К начальной стадии водного закаливания – к обтиранию приступают с комфортной для тела температуры воды в +28…+30 градусов. Влажным полотенцем или губкой обтирайте руки, ноги, затем туловище. После процедуры следует растереть тело сухим полотенцем до появления чувства тепла. Каждую неделю снижают температуру воды на 2 градуса, доводя ее до +10 ℃.

Контрастный душ. Схема воздействия: на 20 секунд включается теплая вода, на 5 секунд холодная, затем цикл повторяется 3-4 раза. Раз в 2-3 недели увеличивайте время пребывания под холодной водой на 5 секунд, пока время действия горячей и холодной воды не сравняется. После душа тело растирается сухим полотенцем до покраснения кожи.

Обливание – следующая стадия закаливания водой. Начальная температура воды должна составлять 20 ℃. Обливаться лучше из ведра, чтобы вода плавно скользила по всему телу. Общая продолжительность процедуры не должна превышать 1-2 минут. После процедуры тело разогревается сухим полотенцем.

Еще более сильное воздействие оказывает обливание холодной водой после парной в бане.

Моржевание

Моржевание – погружение в холодную воду наиболее серьезный вид закаливания. Подходит только для здоровых тренированных людей без хронических заболеваний. Всем тем, кто решил начать закаливание с помощью моржевания, необходимо предварительно проконсультироваться с врачом.

Попадая в ледяную воду организм человека получает сильнейший стресс, в ответ на который рефлекторно из надпочечников выбрасывается адреналин. Этот гормон в экстремальных ситуациях помогает организму выжить: сердцебиение учащается, поднимается артериальное давление и уровень глюкозы в крови, то есть происходит мобилизация всех систем организма для защиты от опасности.

Подготовку к моржеванию надо начинать с лета, обливаясь холодной водой на улице, плавая в открытых водоемах, не переставая купаться и осенью. На этапе подготовки к зимнему купанию обтирайтесь снегом, совершайте пробежки босиком по снежным дорожкам, чтобы организм постепенно привыкал к низким температурам.

Правила моржевания:

  1. Перед купанием тело необходимо разогреть с помощью пробежки или выполнения физических упражнений.
  2. Первый заход в ледяную воду не должен длиться более 5 секунд.
  3. Новичкам не желательно погружаться в воду с головой.
  4. Во время купания стараться дышать носом.
  5. Купаться надо регулярно, хотя бы раз в неделю.
  6. После выхода из воды тело энергично растирается полотенцем, надевается одежда и совершается небольшая пробежка, чтобы согреться. 

Солнечные ванны

Самое полезное время для принятия солнечных ванн, чтобы избежать ожогов, тепловых и солнечных ударов, для средней полосы России утром с 9.00 до 12.00 часов и вечером с 16.00 до 18.00. Начальный период пребывания на солнце не должен превышать 5 минут, прибавляя ежедневно по 5 минут доводят время до часа. Голову защищают головным убором, а глаза – солнцезащитными очками.

Особенности закаливания детей

Обязательным условием начала закаливания у ребенка – это разрешение педиатра.

Воздушные процедуры можно начинать уже с рождения. Так, при гигиенических мероприятиях (смена подгузника, после подмывания) оставляют ребенка голеньким на 2–3 минуты, постепенно увеличивая время. В дальнейшем можно совмещать воздушные ванны с массажем и гимнастикой.

Грудные дети из-за высоких энергозатрат потребляют кислорода в 2,5 раза больше, чем взрослые. Поэтому летом окна в помещении, где находится малыш, должны быть открыты постоянно, а в холодное время года проветривание проводят 4-6 раз по 10-15 минут, при этом температура воздуха снижается на 1-2 градуса, что и является закаливающим фактором.

В зимнее время ежедневные прогулки продолжаются 3-4 часа, в летнее – желательно, чтобы малыш как можно дольше оставался на свежем воздухе. Во время прогулок тренируются механизмы терморегуляции организма, происходит их адаптация к перепадам температуры, влажности, движению воздуха.

Для ребенка такие гигиенические процедуры, как умывание, мытье рук (до, после еды, после туалета) прохладной водой – это также закаливающий элемент. Постепенно можно расширить режим водных процедур: ввести обтирание тела по утрам или обливание стоп прохладной водой перед сном.

В качестве местного закаливания слизистой ротоглотки применяется полоскание горла прохладной водой после еды с плавным снижением ее температуры с +36 ℃ до +15…+16 ℃ на один градус каждые 5 дней.

Общие обливания тела начинают только тогда, когда ребенок хорошо адаптировался и переносит предыдущие, способы закаливания. Начальная температура воды для обливания составляет +36 градусов, процедура длится 15 секунд. Каждую неделю температуру воды снижают на 1℃ доводя до +22…+25 градусов.

  • При обнаружении признаков пониженной адаптации ребенка к изменению температуры окружающего воздуха (бледность кожи, мраморный оттенок рук и ног) переходят на более щадящие методы закаливания: малыша раздевают лишь частично и сокращают время воздействия до 5 минут.
  • Купание в открытых водоемах (река, озеро, море) начинают при температуре воздуха +24-26 ℃, а воды +21 ℃.
  • Детям дошкольного возраста пребывание на палящем солнце запрещено, 15-30 минутные солнечные ванны допустимы только в тени деревьев или навесов.
  • Такие экстремальные виды закаливания, как хождение босиком по снегу или купание в ледяной воде противопоказано детям до 16 лет, так как это может спровоцировать сбой в работе сердечно-сосудистой и эндокринной систем.

Проводя закаливающие мероприятия у детей, не следует забывать об индивидуальных особенностях детского организма и внимательно следить за состоянием здоровья. После болезни первое время следует уменьшить холодовые нагрузки, а вернуться к первоначальным тренировкам допустимо только после полного восстановления здоровья.

Закаливающие процедуры у ребенка должны протекать в виде веселой увлекательной игры, доставлять ему удовольствие, а не превращаться в стресс.

Первый шаг

   В данном материале мы подробно разберемся в том, что такое закаливание с медицинской точки зрения, как закаливать своего ребенка самостоятельно, и какие для этого есть противопоказания.

Читайте также:  Эпиглоттит. Болезнь – душитель

   Мальчики и девочки в дошкольном возрасте (до 6-7 лет) довольно часто болеют.

Кроме родителей, это беспокоит специалистов, которые занимаются сохранением и укреплением здоровья, врачей различных специальностей: педиатров, иммунологов, педагогов и многих других.

Актуальность данной проблемы сложно недооценить, ведь по статистике от 30 до 55% детей в возрасте до 6-7 лет относятся к категории «часто болеющие». Что не менее важно – от физического состояния детей зависит их умственное, социальное и духовное развитие.

   Закаливание – давно известный эффективный способ укрепления здоровья, а также профилактики различных заболеваний. Закаливание воздействует на природные механизмы приспособления организма к холоду и жаре.

Кроме того, эта методика делает тело менее восприимчивым к переменам погоды, и повышает устойчивость к вирусам и бактериям, которые попадают извне.

Если можно так выразиться, закаливание создает прочный щит, который нас защищает, улучшает самочувствие и продлевает жизнь.

   Несмотря на распространенное предубеждение, закаливаться в той или иной мере нужно всем. А начать этот процесс лучше с раннего возраста. Все что для этого нужно дает сама природа: солнце, воздух и вода – вот главные элементы этого процесса.

   Многие элементарные приемы закаливания были привиты нам еще в советские времена: прогулки на свежем воздухе, проветривание помещений, чистая и удобная одежда – все это оказывает постоянное и естественное закаливающее влияние на наш организм.

  • Закаливание лучше всего начинать в теплое время года – поздней весной или летом, когда среднесуточные показатели температуры выше, а ее колебания – не так сильны.

   Основные положения и принципы методики были заложены еще в начале 20-го века известным советским педиатром Г.Н. Сперанским. За долгие годы практики они были переработаны и дополнены, и дошли до нас виде нескольких основных принципов, на которые опираются специалисты в наше время:

Данный принцип гласит, что закаливающие процедуры не должны прерываться без веских на то оснований. Следствием неожиданной остановки может стать так называемый «откат» — когда приспособительные изменения в организме, происходящие при закаливании ослабевают или полностью исчезают. Таким образом, придется начинать все сначала.

  • Постепенное увеличение силы раздражителя

Этот принцип заключается в том, что процедуры закаливания по продолжительности и степени воздействия, должны вызывать минимальные изменения в организме. А усиливать их можно только по мере привыкания к выбранному раздражителю.

  • Учет индивидуальных особенностей ребенка

Перед началом закаливания требуется тщательно изучить физиологическое и типологическое развитие ребенка. Метод и интенсивность закаливания необходимо подбирать исходя из этих показателей.

  • Стимулирование положительных эмоций у ребенка

Нельзя недооценивать важность того, как ребенок относится к закаливанию — он не должен боятся процедуры, или сильно ей противиться. Положительного эффекта сложно добиться если заставлять человека делать то, что ему не по душе. Старайтесь организовать процесс закаливания так, чтобы он вызывал положительные эмоции.

  • Принимать во внимание климатические условия

При закаливании, естественно, нужно считаться с тем, в каких условиях ребенку предстоит жить дальше. Если Вы живете на теплом побережье Черного моря, не нужно готовить организм ребенка к 40-градусным морозам, которые бывают в Сибири. Это правило действует и в обратном порядке.

  • Принцип полиградационности

Заключается в том, что необходимо периодически изменять температуру закаливания, и продолжительность самой процедуры. Так тело ребенка не будет привыкать к определенной «схеме» закаливания.

Сами по себе процедуры закаливания не столь эффективны, если не сочетать их с другими мероприятиями по укреплению здоровья и иммунитета. Ребенка необходимо с детства приучать к таким простым вещам как прогулки на свежем воздухе, утренняя зарядка, соблюдение личной гигиены и т.д.

  • Принцип последовательности 

Как и, при любых других нагрузках, организм должен адаптироваться к закаливанию постепенно. Начинать нужно с воздушных ванн, и только потом переходить к солнечным и водным; такой же принцип касается и водных процедур: сначала обтирание, а затем – обливание.

Наиболее традиционный способ закаливания заключается в постепенном увеличении силы внешнего раздражителя. Это может выражаться как в увеличении продолжительности, так в увеличении силы воздействия раздражителя

Данная методика заключается в применении температурного воздействия с чередованием «горячо» и «холодно». При этом нижняя планка температуры не снижается. Таким способом организм привыкает к перепадам температуры, что позволяет постепенно переходить к более интенсивным методам закаливания.

Представляет собой метод закаливания, когда тело целиком или его часть, подвергается кратковременному интенсивному воздействию холодной температуры. Использование этого метода предполагает цикличность — горячо/холодно/горячо и т.д.

   Закаливание – это определенный стресс для организма, степень которого зависит от множества факторов: метода воздействия, выбранной температуры, физического состояния и ряда других параметров.

   При проведении закаливающих процедур у детей стоит проявить еще большую внимательность, и учесть ряд противопоказаний:

  • Отношение ребенка к процедуре — он не должен ее бояться
  • Отсутствие полной информации о здоровье ребенка и его хронических заболеваниях
  • Недавно перенесенные острые заболевания или прививки. (Начинать закаливание можно не раньше чем через 5 дней при обычных болезнях, или через 14 дней после обострения хронического заболевания
  • Повышенная температура тела в вечернее время
  • Выраженная недостаточность питания
  • Ревматизм и/или диабет в семейном анамнезе

   Также необходимо упомянуть о противопоказаниях к интенсивным методикам закаливания, и их перечень будет немного короче:

  • Последствия родовых травм или других перинатальных повреждений, которые по мнению врачей являются противопоказанием
  • Постгипоксическая энцефалопатия
  • Эпилепсия разных форм и повышенная судорожная готовность
  • Врожденные пороки сердца в стадии декомпенсации

   Закаливание ребенка можно начинать практически в любом возрасте. Однако важнейшим условием является консультация с детским педиатром. Только после общения с врачом можно принять окончательное решение – нужно ли, и можно ли закаливать конкретного ребенка.

По принятой методологии детей делят на три группы:

  • здоровые дети, которых уже закаливали
  • дети, которые имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья, или которые впервые приступают к процедурам закаливания
  • дети, у которых имеется хроническое заболевание, дети после перенесенного заболевания

   Детей могут перевести из одной группы в другую, не раньше чем через два месяца закаливания.

Для этого также требуется соблюсти ряд условий: ребенок должен положительно реагировать на процесс закаливания, не должен болеть в озвученный период.

Также важным условием является отсутствие у организма отрицательной реакции на внешние раздражители- резкое учащение сердцебиения, сильная отдышка и т.д.

   В данном материале мы возьмем за средние показатели функциональные возможности 2 группы детей. Если говорить о температурном режиме, то у 1 группы конечную температуру воды или воздуха целесообразно ставить на 2-3 градуса ниже, а у 3 группы на 2-3 градуса выше. 

   Снижать температуру действующего фактора следует постепенно, без лишней спешки – примерно через каждые 3-6 дней. Также можно изменять время воздействия на организм.

   Влияние на организм ребенка нужно начинать с местного закаливающего воздействия, прежде всего – воздухом, а затем, по мере прогресса, — солнцем и водой. Наиболее мягким способом закаливания являются воздушные ванны, которым ребенок подвергается несколько раз в день. Во-первых, во время переодевания и дневного сна, во-вторых, при занятиях физкультурой и/или гимнастикой.

Продолжительность воздействия должна постепенно увеличиваться с 2-5 до 10 – 15 минут в день/

   К этому этапу закаливания, как говорилось выше, ребенок должен быть подготовлен. Начинать следует с непродолжительных по времени и силе воздействия местных процедур, а затем переходить к общим процедурам.

   К местным процедурам относятся: обтирание, обливание и подмывание, среди которых обтирание считается наиболее мягкой закаливающей процедурой.

   В свою очередь, обливание оказывает более раздражающий эффект на иммунную систему организма. В виду этого продолжительность обливания ограничивают 15-25 секундами. Затем растирают тело ребенка теплым сухим полотенцем по появления легкого розового румянца на коже.

   Для маленьких детей (в возрасте 2-4 лет) начальная температура воды при обливании составляет около 30оC градусов (+-2 оC). Она должна постепенно снижаться, вплоть до 18- 16 оC. Снижается температура на 1-2 градуса каждые 2-3 дня.

Обратите внимание! Закаливающие водные процедуры нужно проводить через примерно через 40-50 минут после приема пищи. 

   Когда вы достигли заданной конечной температуры воды или воздуха, остановитесь, и продолжайте процедуры в фиксированном температурном диапазоне. Такая тренировка организма поможет ему привыкнуть и полностью адаптироваться к новым условиям. Иммунная система, словно мышца, должна привыкнуть к нагрузкам.

  • Закаливание ультрафиолетом

   Воздействие ультрафиолетового излучения на человеческий организм особенно сильно отражается на иммунной системе. Вместе с этим излучением организм получается множество необходимых ему полезных веществ.

Среди них особняком стоит витамин D, который иным способом получить достаточно сложно, т.к. он редко встречается в обыденных продуктах питания. Так что просто «накормить» ребенка этим витамином не получиться.

Витамин D важен потому, что обеспечивает рост и развитие костей, а также предотвращает возникновение остеопороза и рахита.

   Опираясь на вышесказанное, световые (а заодно и воздушные) ванны показаны всем детям (и взрослым, кстати, тоже). Оптимальная температура воздуха для детишек в возрасте от 1 до 3 лет – около 20оC, желательно в безветренную погоду.

Прекрасно, если при этом малыш будет играть, гулять, или проявлять любую другую двигательную активность. Продолжительность солнечных ванн в начале закаливания составляет около 5-7 минут, постпенно увеличиваясь до 35-40 минут (или более).

   В качестве инструмента укрепления здоровья, независимо от возраста ребенка, прекрасно подходит ходьба босиком. Во-первых с ее помощью можно проводить профилактику плоскостопия и других патологий развития стоп. Ходить босиком можно как по естественным поверхностям – земле, траве, песку и т.д., так и по специальным коврикам, вариаций которых на сегодняшний день очень много.

   Естественно в общий список профилактических мероприятий должны быть включены процедуры по соблюдению личной гигиены. Например, полоскание полости рта замечательно помогает предупредить заболевания зубов, десен и всей полости рта.

   Практически все специалисты, занимающиеся физическим воспитанием приветствуют и одобряют закаливание. Это простой и естественный способ укрепления природного иммунитета.

В тоже время, этот процесс должен находиться под строгим контролем родителей и лечащего врача.

Читайте также:  Запоры вызывают рак кишечника

В совокупности с гимнастикой, и многими видами лечения, закаливание становится эффективнее, и оказывает только положительные результаты на здоровье человека.

   Заботьтесь о здоровье своей семьи с самого детства, и помните, что закаливаться могут все, не только дети ????

Закаливание

Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель — опять шмыгает носом.

Условия почти идеальные — своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад… Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком.

Папе все это тоже надоело; до чего дошло — его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!

А что делать? Ответ кажется очевидным — закаливать. А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание?

Начнем с определения термина.

Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ — повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.

Родители, внутренне готовые к тому, что, мол, «хватит нянчиться, пора закаливать«, искренне надеются получить в этой статье четкую программу действий — в воде какой температуры и сколько времени купать, как потом обливать, сколько секунд ходить босиком и какое количество приседаний сделать перед завтраком.

Любителей программ и планирования сразу же придется огорчить: подобных сведений автор предложить не может. Наши задачи совершенно иные. Во-первых, объяснить суть закаливания, его цели и способы их достижения.

Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное название «закаливающие процедуры«, взрослые отдавали отчет своим действиям.

Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название «простудных заболеваний». К наиболее частым причинам «простуд» относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги). С одной стороны, взаимосвязь «холод-болезнь» совершенно очевидна, с другой, совершенно непонятна.
Озираясь по сторонам, наблюдая за животными — собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз — невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий — провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникать лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?

Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды.

Стабильность этих условий, например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью.

К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви.

К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные, — движущийся воздух, именуемый страшным словом «сквозняк», или температура в комнате +17 °С становятся источником повышенной опасности.

Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы. Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.
Тем не менее, естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия, как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.

Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо.

Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.
Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять.

Главное сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался. Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем, были не правы. Готовы исправляться. С чего начать?

Начать с того, что понять: на любого человека — неважно взрослый это или ребенок — постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая — факторы естественные (природные) — знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая — факторы цивилизации — место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.
Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям, вполне может быть устранено. Для этого надо совсем не много — принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.

Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с «вредностями цивилизации».

Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы.

Логичное следствие — многократное повышение устойчивости организма, снижение, как частоты, так и тяжести болезней.

Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении — школа, домашние задания, часовые бдения возле телевизора, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.
Читатели, разумеется, вполне могут возразить — дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании, как правило, не нуждаются!
Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни, весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять.

  1. Двигательная активность.

    В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья — шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?

  2. Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.

  3. Питание. Аппетит как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть — значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).

Совершенно особый вопрос — посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на «плохую погоду» и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии — мальчик заболел потому, что было сыро.
Школа, это вообще отдельная тема.

Мы все дружно смирились с тем, что школа — источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут то было…

Почему математика 4 раза в неделю, а физкультура 2? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 — перекличка, «равняйся», «смирно», «на первый-второй рассчитайся». Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса.

Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.

Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема «закаливание«! А закаливание тут при чем?

Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.
Классическая ситуация: славная девочка Леночка — отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она 5 раз болела ОРЗ и 1 раз бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector