Школьный воздух мешает учебе

Чистый воздух в классе очень влияет на здоровье и успеваемость детей. Отсутствие свежего воздуха может быть также причиной частых болезней. Узнайте, как наладить здоровый воздухообмен в помещениях школы. Организация притока и вытяжки воздуха – ключ к решению данной проблемы.

Сентябрь, дети возвращаются в школы, и особенно важно в нынешней эпидемиологической обстановке обратить внимание на то, каким воздухом они дышат. Поэтому вентиляция в школе должна быть обеспечена на должном уровне.

Дети проводят в классе около 1000 часов в год, и с учетом растущего числа фактов, подчеркивающих взаимосвязь между степенью загрязнения воздуха и серьезностью течения болезней, сейчас как никогда важно обеспечить безупречно чистый воздух для детей в школах.

Значительная часть загрязнителей воздуха внутри помещений поступает из внешних источников. Например, твердые частицы (PM2,5) и оксид азота (NOX) от выбросов транспортных средств могут проникать в класс через открытые двери и окна.

Однако и внутри помещений также образуется много опасных загрязнителей воздуха. Одним из основных источников являются летучие органические соединения (ЛОС), которые поступают из строительных материалов, чистящих или обучающих материалов и некоторых типов красок. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), не существует «безопасного уровня воздействия ЛОС».

Школьный воздух мешает учебе Школьный воздух мешает учебе

В развитых и развивающихся странах в среднем каждый 10 ребенок страдает астмой, и загрязнение воздуха в помещениях является основной причиной этого. Указанные статистические данные означают, что миллионы детей в настоящее время уязвимы перед лицом COVID-19, что подчеркивает важность вопроса очистки воздуха в помещениях.

Еще один опасный загрязнитель воздуха в помещениях — это углекислый газ (CO2), который часто присутствует в классе, поскольку вырабатывается человеческим организмом.

Если в классе 30 детей и все они выдыхают CO2 в комнате с плохой вентиляцией, то быстро достигается ситуация при которой дети подвергаются опасному уровню загрязнения. Снижение концентрации уровня CO2 в классе особенно важно, потому что дети подвергаются его негативному воздействию, а это приводит к поведенческими проблемами, трудности сосредоточиться и головным болям.

Школьный воздух мешает учебе

  • Если мы хотим предоставить детям лучшие условия для учебы, то хорошая вентиляция в школе является наиболее важной частью этой задачи!
  • Прашант Кумар, заведующий кафедрой качества воздуха и здоровья в Университете Суррея и директор-основатель Глобального центра исследований чистого воздуха, сообщает: «Есть много действенных способов, с помощью которых школы могут уменьшить загрязнение воздуха в помещениях: ограничение количества дверей, окна, которые открываются во время пиковой нагрузки, озеленение дорог вокруг школ, чтобы уменьшить загрязнение в целом, или обеспечение надлежащей вентиляции в школе, спортзалах и классах.»
  • Правильная вентиляция в школе сейчас важна как никогда раньше, она важна для предотвращения распространения COVID-19, но также для уменьшения концентрации загрязнителей воздуха, таких как CO2.
  • Для обеспечения хорошего качества воздуха, необходимо организовать вытяжку отработанного воздуха и приток свежего. Существуют разные варианты реализации вентиляции в школе:
  • Данная задача требует точных расчетов и подбора оборудования, что лучше доверить профессионалам, таким как в Благовест-С+.

Как низкое качество воздуха может ухудшать успеваемость в школе

Все родители хотят, чтобы их дети хорошо учились. Однако воздушная атмосфера школ может препятствовать учебному процессу и снижать успеваемость.

В зоне повышенного риска находятся дети, склонные к астме, аллергическим и респираторным заболеваниям.

Дети и подростки, чувствительные к загрязнению микроклимата, могут болезненно реагировать на различные компоненты присутствующие в помещении, что порой приводит к пропускам школьных занятий ввиду плохого самочувствия.

Вышесказанное относится не только к ученикам, но и к педагогам. Конечно, организм детей более чувствителен к влиянию вредных компонентов воздуха, но и здоровье учителей может ухудшиться под влиянием неблагоприятного микроклимата.

Сниженная производительность педагогов и их уход на больничный также негативно сказываются на учебном процессе.

Проведенные исследования показывают, что плохое качество атмосферы школьных помещений может напрямую снижать способности ученика к концентрации, запоминанию, рассуждениям, вычислениям и другим видам умственной активности.

Школьный воздух мешает учебе

Состояние воздуха в учебных заведениях

Несмотря на технологический прогресс, многие школы развитых стран испытывают серьезные сложности с качеством воздушной среды:

  1. плохая вентиляция;
  2. отсутствие контроля над влажностью;
  3. вредные химические соединения;
  4. опасные биологические объекты (вирусы, бактерии, пыльца, споры грибов, выделения домашних животных);
  5. механическая взвесь в окружающей атмосфере.

Так как школа является местом скопления людей, то в эпидемиологически неблагоприятные периоды года они могут становиться источником инфицирования гриппом и ОРВИ.

Причины низкого качества воздуха

Качество воздушной среды внутри любого помещения состоит из нескольких составляющих:

  • загрязняющих веществ химической, биологической и механической природы;
  • уровеня кислорода;
  • концентрации углекислого газа;
  • температуры и влажности, определяющих комфортность среды внутри помещений.

Многие эти факторы взаимосвязаны. Например, повышенная влажность может способствовать усилению размножения микроскопических грибов и попаданию в атмосферу школьных помещений их спор, что нежелательно.

Суточные перепады температуры могут приводить к образованию конденсата на поверхностях, что также может стимулировать рост плесени. Концентрация кислорода обычно обратно пропорциональна содержанию углекислоты.

В ходе проветривания при поступлении свежего наружного воздуха происходит увеличение концентрации кислорода и снижение содержания углекислоты, что благотворно сказывается на атмосфере учебных комнатах.

Причины, ведущие снижение качества микроклимата в учебных помещениях, включают:

  1. плохой контроль над температурой и влажностью;
  2. неправильное применение моющих материалов при уборке помещений;
  3. складирование вредных химических соединений, например, расходных материалов для занятий по химии и рисованию
  4. отсутствие адекватной вентиляции;
  5. неправильное использование средств борьбы с насекомыми и грызунами.
  6. загрязненность атмосферного воздуха в районе школы, обусловленная воздействием автомобильного транспорта и промышленных предприятий.

Во избежание вышеперечисленных проблем конструкция школы должна обеспечивать адекватной приток свежего очищенного наружного воздуха, а также поддержание благоприятного режима температуры и влажности внутри помещений.

Последствия неблагоприятного воздушного окружения в учебных комнатах

Статистические наблюдения за состоянием микроклимата школ развитых стран показывают, что существенная часть учебных заведений характеризуется неблагоприятной воздушной средой.

Наиболее частой проблемой является недостаточная вентиляция помещений.

Научные исследования показали наличие достоверной связи между параметрами воздуха внутри учебных заведений и самочувствием учащихся, их успеваемостью, количеством пропусков занятий по причине недомогания.

Статистика показывает, что большинство пропусков школы обусловлено респираторными и аллергическими проблемами учеников, вызванными неблагоприятным воздушным окружением.

Как улучшить воздух в школах

Улучшение воздуха в учебных заведениях основано на устранении причин, приводящих к снижению качества атмосферной среды, а также на ликвидации последствий этих причин. Необходимо удаление из микроклимата загрязняющих компонентов, а также устранение причин, приводящих к проникновению опасных соединений:

  1. Контроль над источником. Удаление источников загрязнения из школьного пространства. При наличии значительного атмосферного загрязнения снаружи желательна герметизация здания и организация специальной вентиляции, обеспечивающей фильтрацию поступающего наружного воздуха. Необходима организация строгого контроля за различными потенциально опасными материалами, хранящимися в помещениях школы (клеи, краски, хозяйственные материалы, химические реагенты для занятий и т. д.). Важно провести разъяснительную работу с учениками и учителями, указать на недопустимость приноса в школу потенциально опасных веществ, которые могут загрязнить в воздушную среду. При организации зооуголков необходимо соблюдать все меры предосторожности, обеспечить адекватную уборку и вентиляцию таких участков. Следует правильно подходить к уборке, использовать средства, имеющие минимальные последствия для воздушной среды.
  2. Вентиляция. По возможности следует обеспечить установку адекватных вентиляционных систем, обеспечивающих постоянный приток свежего очищенного воздуха комфортной температуры. Помимо поддержания нужного уровня температуры важно обеспечение адекватной влажности, если этот показатель превышает 65%, то может развиться плесень.
  3. Очистка внутреннего воздуха. По возможности следует обеспечить установку очистителей воздуха. Многократно прогоняя через себя воздух внутри помещений, они очищают его от вредных примесей.

Хорошим способом улучшения атмосферы в учебных комнатах может быть использование приточной вентиляции на основе бризера Tion О2. Этот прибор обеспечит приток в учебные комнаты свежего и очищенного от вредных примесей воздуха, нагретого до нужной температуры.

Это обогатит атмосферу классной комнаты кислородом, весьма важного для умственной деятельности учеников, а также снизит содержание углекислоты.

Использование бризера позволяет держать окна закрытыми, что даст возможность избавиться от внешних шумов, мешающих образовательному процессу.

Очиститель-обеззараживатель Tion Clever может работать в паре с бризером, он служит для удаления всех видов вредных компонентов из воздушной среды. Уникальная технология инактивации (обеззараживания) вирусов и бактерий позволяет улучшить эпидемиологическую обстановку в учебном заведении в неблагоприятные периоды года.

Проблема школьной неуспеваемости: причины, диагностика и профилактика плохой учебной успеваемости ребенка в школе

Начиная разговор о борьбе с неуспеваемостью, необходимо определить, о чём пойдёт речь.

Успеваемость — степень полноты, глубины, сознательности и прочности знаний, умений и навыков, усвоенных учащимися в соответствии с требованиями учебной программы. Энциклопедия социологии, 2009

В определении успеваемости нет ни слова про оценки. Потому что по-настоящему важно, чтобы ребёнок знал предмет, а не просто получал по нему пятёрки. 

Помнить об этом так же важно, как и о том, что родитель не в состоянии повысить успеваемость ребёнка. Сделать это может только он сам, а всё, что в ваших силах, — оказывать ему всестороннюю поддержку. 

Причины школьной неуспеваемости

Давайте разберёмся, чем могут быть вызваны проблемы с учёбой и как можно исправить ситуацию. 

Причина 1: отсутствие интереса 

Ребёнок не хочет учиться, но что стоит за этим нежеланием? Возможным ответом может быть скука. Он просто не понимает, почему должен сидеть в школе, когда в мире столько других, гораздо более интересных и весёлых занятий. 

Решение: постарайтесь сделать учебный процесс захватывающим. Младшего школьника увлечёт обучение в игровой форме, например, превратите решение домашнего задания в квест, читайте литературу по ролям, изображайте историю в лицах. 

Ребятам постарше понадобится более серьёзная мотивация. О ней мы поговорим отдельно. 

Причина 2: недостаток концентрации

Часто бывает, что ребёнку трудно сосредоточиться: он не может вникнуть в содержание главы учебника или не успевает написать изложение за урок, постоянно отвлекаясь. Учителя приравнивают невнимательность к плохой подготовке и ставят низкие оценки.

Решение: ребёнку нужно научиться учиться. В интернете можно найти множество техник по запоминанию, вычленению сути из потока информации и других полезных практик. Запоминать материал помогут карточки, стикеры и мнемонические приёмы. Научите своего ребёнка пользоваться ими. 

Читайте также:  Шум в ушах. Как его устранить?

Причина 3: прокрастинация

У школьной неуспеваемости могут быть психологические причины. Например, необходимость выполнить сложное задание вызывает у ребёнка тревогу, порой настолько сильную, что он начинает игнорировать домашние работы и даже прогуливать уроки. 

Решение: будьте внимательны к своему ребёнку и его эмоциональному состоянию. Успокойте его и предложите свою помощь с уроками. Пусть он почувствует, как в процессе работы над заданием страх отступает. 

Причина 4: высокая нагрузка

Часто родители хотят дать своим детям как можно более разностороннее развитие, поэтому записывают их в многочисленные кружки и спортивные секции, нанимают репетиторов и отправляют на курсы. Но если дополнительных занятий слишком много, ребёнок не сможет справиться с основными.

Решение: распределяйте нагрузку грамотно. Нельзя постоянно учиться: школьникам необходимо время, чтобы пообщаться с друзьями, посидеть за компьютером и просто расслабиться.  

Причина 5: неприятности в школе 

Причиной школьной неуспеваемости у детей иногда оказываются нападки одноклассников или конфликты с учителем. Невозможно продуктивно учиться, если мысли о школе каждый раз сопровождаются злостью, страхом и обидой. 

Решение: разберитесь в ситуации. Сходите в школу, поговорите с учителями и выясните, насколько серьёзно обстоит дело. Затем обсудите происходящее с ребёнком и помогите ему избрать правильную тактику разрешения конфликта. 

В крайнем случае можно сменить школу или форму обучения. Ваш ребёнок не должен подвергаться травле ни при каких обстоятельствах. 

Избавившись от школьного прессинга, Маша была супер мотивирована на учёбу. Она сама открывала учебники, разбирала темы, решала задачи. Мы вместе обсуждали историю и литературу и действительно кайфовали, что больше нет прессинга, школьной формы и родительского чата.  

Как повысить успеваемость ребёнка  

Предлагаем несколько советов, которые помогут вашему школьнику учиться продуктивнее:

  • Следите за обучением ребёнка. Вы всегда должны быть в курсе его успехов и неудач, чтобы вовремя похвалить или указать, над чем стоит поработать серьёзнее.  
  • Организуйте чёткий распорядок дня. Если время на уроки, еду, увлечения и сон будет регламентировано, ребёнок сможет лучше сосредоточиться на деле, а вам не придётся тратить нервы на споры и уговоры. 
  • Научите ребёнка тайм-менеджменту. Планирование задач позволит эффективнее распределять нагрузку. Например, большое задание можно выполнить небольшими порциями за несколько дней. Записывать задачи на каждый день можно на стикерах, магнитной доске или в онлайн-планировщик. Умение назначать сроки и укладываться в них будет полезно ребёнку на протяжении всей жизни. 
  • Организуйте удобное рабочее место. Для письменных работ школьнику необходимы правильно подобранная мебель и хорошее освещение. 
  • Обеспечьте правильное питание и здоровый сон. Следите, чтобы ребёнок спал не менее восьми часов в сутки, обеспечьте его здоровым питанием дома и давайте на учёбу полезные перекусы — например, орехи или злаковые батончики. 
  • Интересуйтесь школьной жизнью.Ходите на собрания, общайтесь с учителями, слушайте, что они говорят о вашем ребёнке. Так вы сможете помочь ему выстроить правильные отношения в школе и всегда будете в курсе событий.
  • Не ругайте школу.Даже если вы считаете, что учитель не прав или задание в учебнике кажется вам бессмысленным, оставьте критику при себе. Если вы подорвёте авторитет школы в сознании ребёнка, то о серьёзном отношении к учёбе можно забыть. Не стоит распространяться и о своём негативном школьном опыте: тот факт, что вы всегда ненавидели химию, едва ли поможет ребёнку полюбить этот предмет.  
  • Подавайте личный пример.Чтобы ваш школьник полюбил читать, он должен регулярно видеть вас с книгой — бессмысленно требовать от ребёнка то, что не делаешь сам. 

Школьный воздух мешает учебеИсточник: freepik.com‍

За что хвалить и как ругать

Есть мнение, что лучшая профилактика школьной неуспеваемости — метод «кнута и пряника». Закончил год без троек — держи новый смартфон, получил двойку — не получишь карманных денег. Эффективна ли такая система? Скорее всего, она простимулирует ребёнка получать хорошие отметки. Но сможет ли она привить вкус к получению знаний?

Помните: внутренняя мотивация всегда сильнее внешней. Ребёнок должен чётко понимать, зачем он учится и как сможет применить те или иные знания в будущем.

Поэтому если ваш сын или дочь проявляет интерес к какому-то предмету или теме — обязательно поощряйте его. 

Хвалите ребёнка за любые успехи, а в случае неудач не давайте волю эмоциям. Если ученик не усвоил материал, постарайтесь объяснить его другим способом. Если допустил ошибку — разберитесь вместе, что к ней привело и как избежать её повторения. Ребёнок не должен бояться ошибиться — ведь на ошибках учатся.

Стоит ли помогать с домашкой

Да, но именно помогать, а не решать задания за него. Изучите правила, как помогать ребёнку с домашними заданиями.

Безусловно полезной будет помощь младшему школьнику: ощущая вашу поддержку, он сможет быстрее адаптироваться к школе. В средней школе постепенно снижайте своё участие в выполнении домашних работ. Подростку не стоит навязывать помощь, если он не просит о ней, иначе ваши действия могут быть расценены как гиперопека.

Резюме

Во многих случаях школьная неуспеваемость может быть вызвана самой системой образования. Зачастую у школьных учителей нет возможности (а порой, и желания) уделять внимание каждому ребёнку. Отстающим просто ставят «двойки» и «тройки», отбивают всякую охоту учиться. 

В «Домашней школе Фоксфорда» мы не ставим оценок и стремимся найти индивидуальный подход к каждому. Дети учатся в своём темпе, а за их успехами вместе с родителями следят персональные наставники, всегда готовые поддержать ученика и помочь разобраться с трудностями. 

Не тревожьтесь слишком сильно из-за неуспеваемости своего ребёнка. Если учёба даётся ему с трудом — это вовсе не значит, что он на всю жизнь останется аутсайдером. Требование отличных результатов по всем предметам уничтожает самооценку и приводит к развитию у ребёнка синдрома отличника. 

Высокая эмпатия, эмоциональный интеллект, творческие способности — все эти качества никак не связаны со школьной успеваемостью, но именно они часто помогают людям достичь успеха в жизни. Уделяйте внимание им, и тогда ваш ребёнок вырастет полноценной и развитой личностью.

Сухой воздух: чем он мешает детям? Не хотите болеть – увлажняйте воздух! — статьи от специалистов клиники «Мать и дитя»

Школьный воздух мешает учебе

СНИЖАЕТ ИММУНИТЕТ

Слизистые оболочки носовой полости – это наш первый и очень важный барьер для бактерий и различных вирусов. Именно слизистая носа каждую секунду контактирует с огромным количеством различных микробов, но так как в носу постоянно образуется слизь, то она не дает им попасть в организм ребенка. Такая способность слизистых оболочек называется местным иммунитетом.

Но защищать от инфекций слизистая носа может, только если она хорошо увлажнена, а если нос пересыхает, работа местного иммунитета нарушается. Тогда бактерии и вирусы легко преодолевают защитный барьер ослабленного местного иммунитета, и вероятность того, что ребенок заболеет при контакте с инфекцией, сразу же возрастает.

Так что главный враг местного иммунитета и одна из причин того, что ребенок часто болеет, – сухой воздух.

СПОСОБСТВУЕТ АЛЛЕРГИИ

А еще сухой воздух в доме очень вреден для детей, склонных к аллергическим реакциям. Мало того, что пересыхает слизистая оболочка носа и рта, из-за чего организм сразу же становится более восприимчив к различным аллергенам, в том числе к пыли.

Так еще и сама пыль в помещениях, где влажность очень низкая, практически не оседает, а постоянно висит в воздухе. Плюс к ней еще добавляется шерсть животных, пыльца растений, мелкие частички с одежды, любых бытовых предметов, находящихся в доме. И ребенок все это постоянно вдыхает.

Был бы воздух нормальной влажности, пыль и другие аллергены оседали бы на пол быстрее и младенец не дышал бы всякой гадостью.

НЕ ДАЕТ НОСУ ДЫШАТЬ

Если в доме воздух слишком теплый и сухой и слизистые пересыхают, то организм должен на это как-то ответить. Его первая реакция – слизистая оболочка носа выделяет секрет, чтобы защитить себя от пересыхания. Но раз воздух сухой постоянно, то нос начинает выделять секрет все больше и больше – в результате появляется насморк или заложенность носа.

Причем так называемых соплей может и не быть – просто ребенок или все время «хрюкает» носом, или шмыгает им. Может быть еще одна ситуация: в какой-то момент слизистая пересыхает окончательно, в ней образуются корочки, которые еще больше забивают нос.

Кстати, у малышей и так носовые ходы пока что узкие и короткие, а если к ним еще добавляется отечность, заложенность или сухие корочки, то дышать ребенку становится еще тяжелее.

МЕШАЕТ СПАТЬ И РАДОВАТЬСЯ ЖИЗНИ

Чем суше воздух, тем меньше в нем кислорода, а ведь он нужен для активной работы всего нашего организма и особенно головного мозга. Нехватка кислорода (гипоксия) в первую очередь сказывается на нервной системе.

У взрослого человека начинает часто болеть голова, снижается концентрация внимания, повышается утомляемость. Маленькие дети из-за нехватки кислорода становятся более раздражительными, чаще капризничают и хуже спят.

Так что ребенок может плакать совсем не из-за зубов или магнитной бури, просто на него влияет гипоксия.

К нехватке кислорода добавляется затрудненное дыхание из-за сухих слизистых – вот почему малыш или беспокоен во сне, или все время просыпается, или вообще не может долго заснуть. И очень часто ребенок пьет водичку или молоко по ночам совсем не потому, что он голоден, а просто у него во рту пересохло.

Читайте также:  Жаркий май пластической хирургии

МЕШАЕТ ЕСТЬ

Как едят малыши? Сосут мамину грудь или бутылочку, то есть их рот все время занят. А попробуй-ка пососи что-то, если у тебя заложен нос, в нем сухие корки или даже сопли. Начинает малыш сосать, и все время вынужден останавливаться, дышать-то ведь тоже надо.

А мама не понимает, почему вдруг малыш то отпускает грудь, то снова набрасывается на нее. Думает, что проблема в ней (неправильно дает грудь или форма соска не та), или вообще начинает бояться, что молока у нее не хватает.

А все просто: нос ребенка или пересох, или чем-то забит.

ЧТО ДЕЛАТЬ

Наиболее комфортно ребенок чувствует себя при температуре 20–22 °С (а некоторые дети – даже при температуре 18–20 ºС) и влажности воздуха 50–70%.

Но зимой, когда батареи работают на полную мощь, температура в доме доходит до 25–28 °С, а влажность падает до 20%.

Узнать об этом можно, если купить термометр вместе с гигрометром: они покажут и температуру в комнате, и ее влажность. Чтобы создать в помещении правильный микроклимат, надо:

– Хотя бы раз в день делать в комнате малыша влажную уборку (просто помыть пол, дело здесь не столько в чистоте, сколько в увлажнении дома).

– Проветривать комнату не менее 4–6 раз в день по 10 минут. Влажность, если за окном мороз, это не увеличит (при низкой температуре на улице тоже обычно сухой воздух), зато кислорода добавит.

– Если батареи регулируются, то не включать их на полную мощность.

– Купить увлажнитель воздуха и регулярно пользоваться им. Если такой возможности нет, то надо увлажнять воздух в доме народными средствами: развесить мокрые полотенца около радиаторов отопления (действует недолго, но это хоть что-то); ставить широкие емкости с водой около батареи; просто постоянно разбрызгивать чистую воду из пульверизатора.

– Увлажнять нос ребенка аптечными солевыми растворами или грудным молоком. Размягчать корочки в носу и удалять их.

Ни модный иммуностимулятор, ни самые современные витамины, ни даже сам по себе свежий воздух не сделают ребенка здоровым, если он живет в доме с очень низкой влажностью воздуха. Так что стоит найти время и способ, чтобы создать вокруг малыша правильный микроклимат.

12 причин плохой учебы школьника и способы борьбы с ними

Ученик плохо считает как в уме, так и «в столбик», не любит читать и пишет как «курица лапой»? Все существующие причины плохой учебы школьника можно условно разделить на три группы, лежащие в области: физиологии, психологии, а также проблем среды, семьи и быта.

3 физиологические причины плохой учебы школьника  

  • Наследственность (темперамент, особенности характера: медлительность и чрезмерная застенчивость).
  • Слабое здоровье.
  • Нестандартный путь развития (могут выпасть из учебного процесса как дети неспособные к умственному труду, так и вундеркинды).

Для установления точной причины плохой учебы, школьнику нужно пройти медицинское обследование.

4 проблемы среды, семьи, быта и действия по их решению

К таким проблемам можно отнести не располагающие к учебе условия обучения и жизни школьника, такие как:

  • Низкий уровень благосостояния семьи (или неудовлетворенность им);
  • Район, где расположена школа (фабричная окраина, удаленный микрорайон и т.д.);
  • Напряженная, сложная в социальном или в психологическом плане обстановка в школе или в классе (конфликты между учениками на почве социального или другого неравенства, предвзятое отношение учителей);
  • Неблагоприятная обстановка в семье (постоянные ссоры между родителями или между детьми, а чаще то и другое).

Проблемы неблагоприятной среды родители, как правило, выявляют сами. Семейные и бытовые причины, мешающие ученикам получать знания, выявляют учителя, например, после обследования жилищно-бытовых условий жизни ребенка.

Для улучшения бытовых условий можно:

  • Изменить материальное положение семьи, или отношение к нему.
  • Сменить школу, выбрав ее вместе с ребенком, по принципу:
  • учебной направленности (специализация в соответствии с учебными интересами школьника);
  • благоприятной для учебы атмосферы (наличие активно работающих кружков и секций).
  • Создать благоприятный, интеллектуально активный климат в семье (родители, занимающиеся повышением своего профессионального или персонального уровня – лучший пример для подражания).
  • Составить режим дня школьника и мягко контролировать его соблюдение.
  • Создать и технически обустроить удобное рабочее место для занятий (соответствующая высота и размер письменного стола и стула, наличие хорошего освещения и т.д.).
  • Обеспечить наличие количества канцелярских принадлежностей.
  • Обеспечить наличие у школьника всех учебников, художественной и справочной литературы.
  • Размещать наглядную информацию на стенах детской комнаты (яркие плакаты с изображением алфавита, географических и политических карт мира и т.д.).
  • Организовать здоровое питание и проведение регулярной влажной уборки.
  • Обеспечивать отсутствие шума и спокойную обстановку в помещении, где занимается школьник.

5 психологических причин плохой учебы школьника

Психологические причины, мешающие ребенку добиваться успехов в учебной деятельности, специалисты относят к проблемам в области познавательной (1, 2, 3 пункты) и мотивационной сфер (4, 5 пункты):

  • Недостаточно сформированные навыки и приемы учебы.
  • Отставание в области основных психических процессов, таких как память, внимание, логика, вербализация, что влияет на общий процесс мышления.
  • Особенности нервной системы и волевой сферы.
  • Несформированность устойчивого стремления к достижению успеха.
  • Неразвитость интереса к изучению школьных предметов.

Что могут предпринять учителя и родители?

Школьные педагоги, имея достаточно оснований, могут настойчиво рекомендовать родителям обратиться к практикующему психологу, опыт которого включает успешное преодоление подобных проблем. Если же нет оснований для подобных рекомендаций, учителя могут помочь родителям составить план борьбы с причинами плохой учебы школьника.

План «борьбы» с плохой успеваемостью ребенка

  • Полноценное участие в жизни ребенка (эмоциональное, информационное и т.д.).
  • Уважение к любым видам деятельности ученика (не только к его школьным и внешкольным занятиям, но и к развлечениям).
  • Совместная учебная деятельность.
  • Поощрение любых, даже самых незначительных успехов ученика.
  • Полное удовлетворение любознательности и любопытства всеми доступными средствами (ответы на вопросы, проведение доступных физических и химических опытов и наблюдений, просмотр развивающих мультфильмов и фильмов, чтение энциклопедий и т.д.)
  • Совместный поиск решений при встрече с неудачами, уважение права ребенка на самостоятельное решение проблемы.
  • Поощрение самостоятельности и позитивной инициативы.
  • Доброжелательное отношение к одноклассникам, организация совместной деятельности и досуга.

Вот таким является примерный, далеко не полный список причин, почему дети плохо учатся. Содержание его пунктов завит от конкретных проблем ученика.

Успех зависит от решимости и воли всех, вовлеченных в процесс, особенно от учителей и родителей.

Если достаточно долго действовать одновременно во всех направлениях, успехи придут непременно! И тогда есть надежда на то, что причины плохой учебы решатся и будущая жизнь школьника сложится успешно.

  • Почему дети не хотят учиться в школе?

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Что помогает и что мешает школьникам учиться?

3 апреля на XIII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества в Высшей школе экономики состоялась первая сессия «Влияние контекстных факторов на образовательные результаты» секции «Развитие образования».

Одной из целей введения ЕГЭ было повышение доступности высшего образования для детей из семей с низкими доходами. Осуществимо ли это? Вроде бы да, но… Об этих «но» и шла речь в представленном на сессии докладе преподавателя кафедры институциональной экономики НИУ ВШЭ Ильи Прахова «Влияние дохода домохозяйств на результаты ЕГЭ и выбор вуза».

С одной стороны, с введением унифицированной системы государственных экзаменов должны снизиться «специфические инвестиции» в подготовку к поступлению в вуз.

Школьник уже не привязан в программе конкретного вуза и может готовиться к экзаменам по стандартным методическим материалам.

ЕГЭ позволяет также снизить транзакционные издержки, связанные с подачей документов: их можно отправить по почте — личного присутствия в приемной комиссии не требуется.

С другой стороны, дети из обеспеченных семей все равно сохраняют при поступлении в вуз определенные преимущества в виде возможности посещать подготовительные курсы, заниматься с репетиром.

В докладе была высказана интересная гипотеза: вероятно, у детей из семей с низкими доходами — и с высокими разная склонность к риску. Вторые не слишком расстроятся, не поступив «на бюджет», ведь для них еще есть вариант учиться платно. Школьнику же из небогатой семьи придется осторожничать и делать ставку на менее «селективные» вузы, где проходной балл пониже и шансов поступить больше.

По словам Ильи Прахова, в ходе эмпирического исследования была выявлена положительная и статистически значимая корреляция между уровнем дохода и успеваемостью. Исследование основано на данных опроса, проведенного в 2010 году среди первокурсников в 16 крупнейших городах России с населением более 8 тысяч человек.

Выяснилось, что дети из семей с низкими доходами, например, по математике получили в среднем 57 баллов, дети из семей со средними доходами — 61 балл, а дети из семей с высокими доходами и того больше — в среднем порядка 70 баллов. Аналогичная ситуация наблюдается в отношении почти всех сданных предметов.

Авторы также оценили, как различаются инвестиции в подготовку к поступлению в вуз в бедных и в богатых семьях. Как оказалось, наибольшие совокупные инвестиции в будущее высшее образование делают семьи со средними доходами.

Таким образом они предпочитают потратить больше денег на подготовку к экзамену, чтобы минимизировать риски: не платить за образование своих отпрысков потом, увеличив их шанс учиться бесплатно. Для оценки влияния уровня дохода семей и инвестиций на результаты ЕГЭ авторы использовали регрессионную модель.

Наиболее эффективными оказываются инвестиции в подготовительные курсы для детей из богатых семей.

Было выяснено и то, как распоряжаются своими баллами выпускники из семей с низкими и с высокими доходами. Более богатые дети в основном поступают в более «селективные» вузы с высокими проходными баллами как на платные, так и на бюджетные места.

Читайте также:  На УЗИ по беременности срок меньше или больше, чем по месячным - почему и стоит ли волноваться?

Даже в условиях ЕГЭ, делает вывод докладчик, абитуриенты из семей с более высокими доходами сохраняют больше возможностей для поступления в вуз.

«Эффект учителя» в результатах ЕГЭ

Однако доход семей — не единственный фактор, влияющий на учебные достижения школьников. Об этом рассказал старший научный сотрудник Института развития образования (ИРО) ВШЭ Андрей Захаров в докладе «Влияние характеристик учителя на академические достижения учащихся: по результатам ЕГЭ 2010 года».

Если говорить о принятии управленческих решений в сфере образования, особенно актуальным становится вопрос об эффективности практик и характеристик школ и учителей.

Но российские исследования не особенно отличаются изучением роли учителей.

У нас исследователи в основном фокусируются на экономических факторах, например, ресурсах школы, да и методология зачастую просто не позволяет отделить «эффект учителя» от эффекта других факторов, воздействующих на достижения детей.

Исследование, представленное докладчиком, базируется на социологическом опросе, проведенном в 2010 году в трех субъектах РФ. В выборку вошло 127 школ, порядка 3 тысяч учащихся 11 классов и 350 учителей. Анализ проводился с использованием различных статистических моделей, в том числе «модели добавочной стоимости» (Value added models) и «модели первой разницы» (First difference).

Этот инструментарий позволил более или менее точно отделить «эффект учителя» от других эффектов и продемонстрировать значимость влияния практик и характеристик учителей на результаты школьников по русскому языку и математике.

Как показывает исследование, учитель — это один из основных ресурсов школы. И рост учебных достижений школьников связан с наймом учителей более высокой категории как по русскому языку, так и по математике. Старение кадров сопровождается снижением балла ЕГЭ. Большое воздействие на учеников оказывает и разница в количестве учебных часов, затраченных на изучение предмета.

Так, если учителя занимаются математикой не 5 часов, а на час меньше, это ведет к снижению среднего балла школьников на 20 процентов стандартного отклонения. Еще один интересный вывод касается частого использования на уроках контрольных работ в форме ЕГЭ.

Такие практики можно трактовать как «натаскивание», но они имеют следствием более низкий балл по ЕГЭ — а значит, не являются эффективными.

Самыми неоднозначными оказались результаты использования на уроках русского языка и математики сложных заданий из части «С». Если учитель задает детям много сложных заданий по математике, это приводит к повышению среднего балла ЕГЭ, а вот увеличение доли заданий по русскому языку, где нужно давать развернутые высказывания (сочинение), ведет к снижению баллов школьников по ЕГЭ…

В физике надо учить формулы

О результатах использования модели «первой разницы» также рассказала старший преподаватель факультета социологии НИУ ВШЭ Татьяна Хавенсон, представив доклад «Учительские характеристики и достижения школьников. Находки из применения метода first-difference к данным TIMSS- 2007».

Смысл метода в том, что он позволяет рассчитать разницу в  достижениях каждого ребенка в разных предметах, которые преподают разные учителя.

После фиксации всех характеристик ребенка все, что будет различаться в их учебных результатах по двум предметам, — это характеристики учителей.

  Как, например, связаны характеристики учителей по математике и по естественнонаучным предметам — и достижения их учеников?

Чтобы ответить на этот вопрос, исследователи изучали доступные в анкетах TIMSS данные об учителях — их профессиональное образование, стаж, пол, плюс ряд учительских практик, включая формы обучения (фронтальное обучение, индивидуальная работа, контроль усвоения) и виды деятельности на уроке (решение задач репродуктивного типа, задач на понимание и интерпретацию, метанавыки и групповая работа).

Оказалось, не так уж много характеристик учителей значимо влияет на достижения школьников.

В частности, если учителя химии и физики больше времени на уроках уделяют репродуктивному обучению, то есть дети решают какие-то задачи без калькулятора, заучивают наизусть формулы — это производит значимый позитивный эффект на их достижения.

А вот на знания детей по математике положительное воздействие оказывают задачи на понимание и интерпретацию и задания, которые требуют применения метанавыков, то есть соотнесений математических знаний с повседневной жизнью, решение сложных нестандартных задач и подобное.

  • Негативно на достижениях детей по математике сказывается групповая работа и репродуктивное обучение; по физике — совершенно неожиданно решение задач на понимание и интерпретацию…
  • Как школам справиться со своими учениками?
  • Марина Пинская, ведущий научный сотрудник Центра прикладных экономических исследований и разработок ИРО, представила доклад «Школы, работающие в сложных социальных контекстах: «тонущие» и «борющиеся»».

В нашей стране есть школы, демонстрирующие устойчивое снижение учебных результатов. И это преимущественно школы, которые обучают детей из семей «с низким образовательным ресурсом», детей с учебными проблемами.

Исследователи ставили перед собой цель показать статистическую зависимость между учебными результатами этих школ и особенностями обучаемых ими детей.

Выводы из исследования позволили бы заложить основание для принятия адекватных управленческих решений, направленных на сокращение разрыва между успеваемостью детей из разных социальных слоев.

В соответствии с анализом данных школы из выборки разделились на три больших кластера: это «благополучные», «стабильные» и «зона повышенного риска».

Так, в сельских «благополучных» школах велика доля семей, где оба родителя имеют высшее образование (29 процентов) и мала доля семей, где родители безработные (0,63 процента), где дети состоят на внутришкольном учете или учете УВД.

 В «зону повышенного риска» попали школы, где, наоборот, крайне велика доля детей из неблагополучных семей, — семей, находящихся в «опасном социальном положении». Для городских школ ситуация выглядит еще более драматично.

Каким же образом кластерная принадлежность влияет на результаты ЕГЭ? Средний балл ЕГЭ по математике в «благополучных» школах составил 43, а в школах из «зоны риска» всего 39. Аналогичная картина наблюдается с баллами по русскому языку.

Следуя традиции международного анализа, авторы разработали интегративный показатель — индекс социального благополучия школ и проследили динамику данного индекса за три года.

Оказалось, заметно увеличивается разрыв в результатах ЕГЭ между школами из социально благополучной и социально неблагополучной среды.

Если в 2009 году разрыв в баллах составлял около 2,8 процента, то в 2011 году уже 6,4 процента.

Наконец, авторы постарались посмотреть на эти результаты в привязке к процентилям.

Как следует из полученных данных, в 30 процентах лучших школ оказываются 26 процентов сельских и 46 процентов городских школ с высоким индексом социального благополучия, но в этой же «тридцатке» лучших есть 21 процент сельских и 14 процентов городских школ с низким социальным индексом. А значит, школы можно оценивать не по рейтингу, по их абсолютным результатам, но по тому, насколько эффективно они работают и справляются со своим сложным контингентом.

И если школы, где учатся дети из неблагополучных семей, семей-мигрантов, дети с учебными проблемами, показывают результаты лучше, чем от них можно было бы ожидать, — значит это школы эффективные, «борющиеся».

И наоборот, если школы демонстрируют именно те результаты, каких от них ждут с учетом специфики их контингента, то это школы «тонущие».

Таким образом, контекстуализация учебных результатов и их анализ внутри групп образовательных учреждений, близких по социально-экономическим характеристикам учащихся, позволяет сделать оценку качества работы школы более объективной.

Зачем учиться? Лучше трудиться!

Об экономическом преломлении образования и региональных проблемах говорила доцент кафедры экономической теории и управления Иркутского государственного университета (ИГУ) Елена Меркулова, выступая с докладом «Информационная асимметрия в современном университетском образовании и конкурентоспособность выпускников (личная и социальная)».

Иркутская область занимает довольно выгодное геополитическое положение, имеет богатый природно-ресурсный потенциал, обладает готовыми площадками для размещения крупных промышленных производств, но беда в том, что производство в Иркутской области так и не налаживается.

Одной из причин этого является отсутствие необходимого количества квалифицированных специалистов.

Но рынок образовательный услуг в регионе хорошо развит, так почему же нет хороших работников? Очевидно, проблема кроется в уровне подготовки трудовых кадров, а также в усиливающейся миграции молодых специалистов в центральные регионы России и за рубеж.

Данные статистики службы занятости показывают, что около 80 процентов имеющихся в регионе вакансий — по рабочим профессиям. Также в области очень не хватает медицинского персонала и инженеров. А вот работу ищут в основном экономисты, бухгалтеры и менеджеры.

Могут ли университеты помочь решению этой проблемы? По-мнению докладчика, могут, но только снизив уровень информационной асимметрии в системе университетского образования.

Информационная асимметрия (или неравномерное распределение информации) проявляется в том, что всем сторонам не хватает полной и достоверной информации о качестве образования.

Так, по данным опроса ИГУ студенты мало что знают о содержании учебного плана, о квалификации преподавателей, о дополнительных образовательных услугах.

Но и студенты не особенно мотивированны на получение новой информации, и процесс обучения не приводит к полному освоению необходимых компетенций — как ответили 81 процент студентов в 2006-2007 годах и 90 процентов в 2012 году, «студент получает образование, а не профессию».

Таким образом, абитуриенты изначально не нацелены на овладение профессиональными знаниями в полном объеме и считают, что навыки трудовой деятельности будут сформированы в процессе работы, а не в процессе обучения…

Алина Иванова, специально для Новостной службы портала ВШЭ

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector