Брак: быть или не быть?

Брак: быть или не быть?Гражданский брак — что это за понятие и что на самом деле значит

Гражданский брак – этот термин применяется для обозначения отношений, которые официально не зарегистрированы в соответствующих органах государственной власти. Но при этом мужчина и женщина проживают вместе и ведут общее хозяйство.

Сегодня очень популярна модель взаимоотношений, которую партнеры, неважно, какого они пола, называют гражданским браком. Смысл в том, что живут они под одной крышей, вместе ведут хозяйство, словом, это семья, не прошедшая обряд посвящения, он же свадебный.

При этом стоит отметить, что восприятие гражданского брака у партнеров разное. Если спросить о семейном положении даму, то она ответит, что замужем. А вот мужчина почти всегда скажет, что не женат.

Женщины добровольно живут в мире иллюзий и не всегда у них есть возможность, а, главное, – желание выбраться оттуда и взглянуть правде в глаза.

Представители сильного пола боятся не делать предложение, а нести ответственность за подругу, становиться мужьями, а впоследствии и отцами.

Если оба смотрят на гражданский брак как на шанс получше узнать друг друга, это одно. Но чаще всего происходит вышеупомянутое недопонимание, что приводит к конфликтам, а то и к окончательному разрыву. Кстати, это неверное понимание термина. По идее, гражданский брак – это брак как раз зарегистрированный. Но почему-то чаще используется для обозначения сожительства.

Зачем нужен штамп? 

Брак: быть или не быть?

Можно сколько угодно кричать, что сегодня на дворе двадцать первый век, мы живем в современном социуме, где никому не нужны ни свадьба, ни «синяк» в паспорте. Но столкнувшись с суровой действительностью, люди начинают задумываться о юридической силе штампа.

Ведь это и совместное владение собственностью, и признание общих детей, и возможность попасть в больницу к близкому человеку, и…увы, но будем реалистами – в случае смерти одного из партнеров второй становится наследником, если в завещании не было указано другой воли. Но не будем зацикливаться на грустном.

Понятно теперь, что называть брак пережитком прошлого – значит, по сути, показать свою безграмотность и дремучесть в этом вопросе? Именно потому, что мы живем в современном социуме с его законами, мы и должны думать не только о сегодняшнем дне, но и о завтрашнем. Если не ради себя, то ради любимого человека.

Соглашаясь на гражданский брак надолго, по сути, вы добровольно обрекаете себя жить на птичьих правах.

По сути, всего вышеперечисленного достаточно адекватной любящей паре, чтобы пожениться. Штамп сегодня – это гарантия, забота о друге/подруге. Отсутствие штампа делает вас никем для вашего партнера с юридической точки зрения, сожителями.

Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор. Ну вот хотят женщины замуж и все тут! Многие сами не знают, для чего им нужно заветное кольцо. Ведь, если поразмыслить, то как раз в области чувств и взаимоотношений штамп ничего не меняет. Но есть еще социум, для которого сожительство и брак – это две большие разницы.

Но помните, что штамп не защитит вас от взаимных обид и не убережет от отдаления. Не спасет он и от появления «третьего лишнего», как и подозрительных задержек на работе. Жизнь длинная, в какой-то момент вы можете узнать своего партнера, а то и себя совсем с неожиданной стороны.

Замуж! Срочно замуж! 

Брак: быть или не быть?

Ни для кого не секрет, что дамы питают большую тягу к замужеству. Тут вам и свадебная церемония, возможно, даже с венчанием, в зависимости от отношения к религии, и драгоценный штамп, и статус законной супруги, ради которого, по сути, все и затевается.

Мужчины же всячески избегают женитьбы и поют своим подругам серенады о том, что основа взаимоотношений – любовь. Раз чувства есть, то и регистрация ни к чему.

Все правильно, а если любви нет, то никакая регистрация отношения не спасет, здесь определенная логика прослеживается.

Понятно, что не стоит бежать в ЗАГС, едва на горизонте замаячил симпатичный кавалер, иначе вы рискуете заполучить в мужья непонятно кого.

Здесь как раз лучше использовать столь любимый мужчинами аргумент «давай узнаем друг друга получше» и расслабиться.

Но если вы «узнаете» уже лет 10, а во дворе носится ваш третий ребенок… вы уверены, что хорошо узнали мужчину, с которым живете, раз он до сих пор не позаботился узаконить ваши отношения?

Брак – это гарантия

Миф, созданный женщинами. И для женщин. Да, никто не обязывает оставаться вместе, если отношения в гражданском браке не заладились.

Но кто сказал, что случись вам заставить мужчину пройти через процедуру регистрации брака, это сделает вашу семью крепкой и прочной? Для сторонников этой иллюзии были придуманы разводы.

Проще говоря, без чувств и взаимного желания быть вместе у вас ничего не получится вне зависимости от наличия или отсутствия штампа в паспорте.

Брак – это в первую очередь трудности, конфликты, испытания. Общие, о чем люди частенько забывают, перекладывая всю ответственность за принятие того или иного решения на вторую половинку. Но не только. Еще это и огромная радость от того, что наконец-то вы нашли в целой Вселенной человека, который вам по-настоящему близок. С которым вы живете, думаете и мыслите как единый организм.

Гражданский брак – блуд или норма?

Брак: быть или не быть?

Некоторое время назад по Госдуме гуляла инициатива, которая могла приобрести при определённых условиях законодательное оформление. В Семейный кодекс РФ хотели внести поправки, после принятия которых гражданский брак считался бы законным супружеством. Кроме того, законный статус получили бы и браки, заключённые по религиозным обрядам.

Целью инициативы являлось повышение рождаемости, ведь для многих женщин статус официальной жены играет значительную роль в вопросах создания семьи и рождения детей.

Один из инициаторов, адвокат Александр Добровинский, рассказывал, что для того чтобы внести изменения в семейное законодательство РФ, потребуется собрать не менее 100 тысяч подписей. Если сделать это удастся, инициатива будет официально рассмотрена властями.

Что же на самом деле предлагалось?

«Мы хотим приравнять сожительство к браку начиная с определённого срока совместного проживания людей. В том случае, если они расходятся, купленное в течение этого времени имущество должно делиться 50:50», — заявлял Александр Добровинский.

По мнению юриста, сроком, с которого сожительство превращается в брак, могли бы считаться два года. «По моим ощущениям люди притираются друг к другу именно за этот срок. Доказывается это легко: свидетельские показания близкого окружения, а также фотографии», — отметил адвокат.

Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Дмитрий Смирнов предлагал также приравнять церковный брак к юридическому.

«До революции в Российской империи функции ЗАГСов выполняли именно церкви.

Сегодня регистрация брака во всех традиционных конфессиях России происходит после определённого ритуала, будь то православное христианство, ислам или буддизм.

Надо подумать и о введении такой нормы, согласно которой, после того как церковная организация соединит мужчину и женщину, церковный брак был приравнен к законному», — отмечал священнослужитель.

Что касается последнего, то здесь, видимо, и сомневаться не следует. Ведь в генетической памяти народа заложена уверенность, что брак, скреплённый на небесах, более надёжен. Венчанные супруги – это уже, как правило, навек. То есть церковный брак является более осмысленным, что ли.

Обычно люди, заключившие союз посредством ЗАГСа, через какое-то время (необязательно сразу, иногда через несколько лет) идут в церковь и венчаются. Только после этого они считают себя по-настоящему мужем и женой. А до того это было что-то вроде гражданского брака.

Но что же тогда есть брак гражданский? И что отличает его от банального сожительства?

В Ростове, как и по всей стране, все большее количество пар предпочитают не сразу играть свадьбу и устраивать пышную церемонию, чтобы на законных основаниях начать семейную жизнь.

Все шире распространяется идея, согласно которой перед официальной регистраций молодым людям необходимо некоторое время пожить вместе и присмотреться друг к другу, чтобы в дальнейшем избежать многих проблем в семейной жизни.

Многие молодые люди как раз и предпочитают поначалу попробовать наладить совместный быт, а уже потом принимать решение – нужен ли им законный брак.

С другой стороны, зачастую люди и совсем не собираются вступать в брак, а просто сожительствуют, совместно ведут нехитрый быт, считая, что так им в данный момент лучше. Причём в такого рода сожительстве лучше обычно оказывается молодому человеку: он вообще ни за что не отвечает.

И при этом ему не надо готовить, стирать, убирать и подвергать своё здоровье опасности при беспорядочных половых связях. Девушка в такого рода отношениях, напротив, приобретает массу обязанностей и минимум прав. Зачастую девушек попросту используют, а когда надоедают – их бросают.

А потому поражает это непреодолимое желание иметь бой-френда любой ценой.

Ни государство, ни церковь сожительство не поддерживают. Но если церковь прямо осуждает такие отношения, называя их блудом, то неодобрение со стороны государства выражается в отсутствие законодательной базы, регулирующей сожительство.

В отличие от брачного союза, дети, рожденные в сожительстве, не принимают фамилию отца по умолчанию. Отец может дать детям свою фамилию только через процедуру установления отцовства, написав в органах ЗАГС соответствующее заявление.

Имущество, приобретаемое в сожительстве, не считается общим. Его собственником по закону признается тот, кто его приобрел. Именно поэтому и родилась столь неординарная законодательная инициатива. По сути это стремление защитить женщину в такого рода отношениях.

Женщину и её детей. Поскольку в сожительстве дети, если они рождаются, страдают больше всего.

Многие по сей день ошибочно полагают, что совместное проживание без официальной регистрации это и есть «гражданский брак».

Если обратиться к истории, то еще до начала прошлого века в России и в целом ряде зарубежных стран вопросы брака, рождения и смерти фиксировала церковь. Иного способа не существовало вообще.

А вот в начале ХХ века стали появляться государственные учреждения, созданные специально для «записи актов гражданского состояния» (прародители наших современных ЗАГСов). В их компетенцию входила и регистрация браков в том числе.

В некоторых зарубежных государствах подобная практика имеется и по сей день – брак можно зарегистрировать как в ЗАГСе, так и в церкви (он будет иметь все законные права). В России же брак, заключенный в церкви, называется венчанием и не несет с собой никакой официальной договоренности сторон.

Тогда как брак, зарегистрированный в ЗАГСе, – это и есть «гражданский» (не церковный) брак, и он находится под защитой государства. Его регулирует Семейный кодекс РФ. Вот и ответ: «гражданский» брак – это законный брак. Тогда как совместное проживание вне официального брака имеет не слишком звучное название – сожительство.

Читайте также:  Московский музей «Живые системы» приглашает всех

И как бы красиво ни пытались его назвать, сожительство оно и есть. Церковь так вообще называет такие отношения блудом.

Однако нельзя огульно отвергать сожительство. Некоторые преимущества у него всё-таки имеются.

Ну, во-первых, это возможность поближе узнать характер партнера, как говорится, «на деле», то есть в повседневном быту. Романтика встреч и ухаживаний, увы, очень часто разбивается именно о быт. Совместное проживание до брака поможет узнать не только привычки партнера, но и понять, сможете ли вы прожить с этим человеком всю оставшуюся жизнь.

Ведь согласитесь, что очень часто браки распадаются именно в первый год жизни, когда супруги понимают, что на деле оказались совсем не теми людьми, которые нужны друг другу.

Это очень серьёзное испытание – когда 24 часа находишься рядом друг с другом. Перепады настроения, привычки, в том числе и дурные, эгоистические устремления, особенности ведения быта, питания, организации режима дня – всё это предстоит, как говорится, синхронизировать.

При этом нужно будет идти на определённые жертвы друг ради друга. Ведь брак – это не столько удовольствие, сколько тяжёлая работа. Но если к ней привыкнуть и делать её с радостью, она и принесёт большое счастье.

А вот способность именно так выполнять эту работу и может раскрыться в сожительстве.

Немаловажным фактором является для сожителей и экономия средств. Это прежде всего средства, потраченные на свадебную церемонию. Ведь у молодых зачастую просто нет таких денег, чтобы закатить громкую свадьбу.

У меня, кстати, была знакомая, которая, чтобы женить сына, взяла в банке кредит. Через год или даже полгода молодые развелись, а матери пришлось ещё несколько лет после того кредит, взятый на свадьбу, погашать.

Действительно, пышная свадьба, на которую приходится изрядно потратиться и родителям, и самим молодым, может оказаться ненужной, если за ней совсем скоро последует развод.

Важна и личная свобода, которой обладает каждый из сожителей. Развод в такой паре – это обычный разрыв отношений, без утомительных визитов в суд и необходимости кому-то что-то объяснять.

Кроме того, бытует мнение, что, если в паре живет любовь, все эти «официальный заморочки» им просто не нужны. Однако это мнение мужчин, с которым женщины иногда считают возможным согласиться. Вместе с тем каждая женщина стремиться хотя бы на подсознательном уровне такие отношения узаконить. Тем более если уже есть или планируется рождение детей.

Ну вот, поговорили о «достоинствах» сожительства. Однако недостатков в такого рода отношениях гораздо больше.

В нашей стране как, пожалуй, ни в одной другой очень крепок институт семьи, хранящий патриархальные традиции прошлого. И не на последнем месте в них стоит именно законный, гражданский, брак.

Конечно, в настоящее время люди, решившие жить совместно и не регистрировать отношения в органах ЗАГС, не встречают столь сильного осуждения общественности, как всего каких-то 20-30 лет назад.

Однако и в наши дни сожительство как модель семьи находит массу ярых оппонентов.

Вряд ли кто-то в России станет отрицать, что сожительство аморально. В большинстве развитых зарубежных стран сожительство воспринимается вполне доброжелательно и спокойно. Но там так же спокойно и доброжелательно воспринимаются гомосексуализм, однополые браки, а иногда и педофилия.

Второй минус в сожительстве – оно не даёт ни одному из «супругов» никаких законных прав. И это действительно так. Прожив несколько лет вместе, нажив имущество и решив разойтись, иногда люди начинают серьезные судебные споры. При этом далеко не всегда разрешаются они справедливо для одной из сторон.

Как уже было сказано, больше всего страдают от таких отношений дети. Ведь дети, рожденные вне законного брака, не записываются автоматически на своего биологического отца – для этого требуется его дополнительное согласие и подтверждение отцовства. Что греха таить, далеко не все дают такое согласие.

Кроме того, внутри подобных «семейных пар» нередко царят анархия и чрезмерное свободомыслие. Проще говоря, раз штампа в паспорте нет, то и «супруги» продолжают вести себя столь же свободно, как и до «брака». То есть зачастую молодые люди отказываются менять свой прежний уклад.

Мужчины могут пропадать сутками с друзьями, вступать в беспорядочные половые связи, то же самое иногда относится и к поведению женщин. Но такие «союзы» долго не существуют.

В этих парах сожительство выбрано необдуманно, и вряд ли их «законная» семейная отличалась бы большей долей взаимного уважения.

Очень часто сожительство как способ узнать друг друга поближе, а уже затем заключать гражданский брак превращается в затяжное совместное проживание, однако к законному браку так и не приводит. Это весьма распространенная ситуация.

Люди решают пожить некоторое время вместе, «притереться» и уже потом оформлять брак. Однако когда «притирка» состоялась, налажен совместный быт, мысль о регистрации брака отпадает сама собой – зачем эта пустая формальность, когда налицо уже сложившаяся семья? И в чем, казалось бы, недостаток такой семьи?

Да в том, что это всё-таки не брак. Никаких прав, ни моральных, ни законодательных, у сожителей по отношению друг к другу нет. И даже если в такого рода «семье» царят мир и согласие, может случиться всякое. Болезнь, несчастный случай, смерть… И ни один из супругов не является защищённым в подобном случае. Но особенно, подчёркиваю, тяжело бывает женщине.

Конечно, окончательное решение регистрировать ли брак принимается совместно. Ведь по сути штамп в паспорте не означает рождение крепкой семьи, основанной на любви и уважении. И наоборот, для двух любящих людей такой штамп не может стать началом или концом отношений.

Решать, как говорится, вам. Но я, например, оглядываясь на многие годы, в свою молодость, могу сказать точно: свою жизнь никогда бы не связал с женщиной, которая с кем-то уже жила в такого рода «гражданском» браке.

Игорь Северный

____________________Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

Толкования Священного Писания. Толкования на 1 Кор. 7:9

Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться

См. Толкования на 1 Кор. 7:6 и 1 Кор. 7:8

  • Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться
  • Такой человек не согрешает согласно завету (ибо это не запрещено в законе), но и не стремится достичь совершенства жизни по Евангелию.
  • Строматы.

Аще ли не удержатся, да посягают; лучше бо есть женитися, нежели разжизатися

«Апостол разжжением называет не временные восстания похоти, но порабощение души и преклонность ее к худшему.

Сказанное же им значит: и вам, не причастным брачного общения, и вам, сочетавшимся, но потом разрешенным от брачных уз смертию, лучше предпочесть воздержание.

Но если не можете сносить приражений похоти, и душа наша немощна для сего подвига, потому что нет в ней пламенного усердия к доброму, то никакой закон не возбраняет вам вступать в брак» (Феодорит).

«Видишь ли благоразумие Павла, как он и показывает превосходство воздержания, и не дает принуждения тому, кто не может воздержаться, дабы не произошло какого-нибудь греха? Лучше бо есть женитися, нежели разжизатися. Выражает, как велика сила похоти. А смысл слов его следующий: если ты чувствуешь сильное влечение и разжение, то избавь себя от ига воздержания, чтобы тебе не развратиться» (святой Златоуст).

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

  1. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться
  2. А если не воздерживаются, то пусть и они вступают в брак (брачатся); ибо лучше (есть) вторично вступать в брак (брачиться), нежели разжигаться похотью.
  3. Толкование на послания божественного Павла.

Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться

Так почему же, когда я эту похоть называю болезнью, ты не согласен, хотя признаешь, что необходимо средство исцеления от нее? Если признаешь средство, то признавай и болезнь.

Против Юлиана.

Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться

См. Толкование на 1 Кор. 7:8

Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться

Само по себе безбрачие или брак суть вещи безразличные. Ибо, будучи безбрачным, можно быть поистине чистым от всякой связи, а можно жить порочно, не получая никакой пользы от безбрачия.

А кто-то, живя в браке и исполняя супружеские обязанности упорядоченно и своевременно, соблюдает и иное жительство, будучи ничем не хуже безбрачного… Если бы только церковные люди соблюдали безбрачие, можно было сказать, что безбрачие само по себе есть какое-то чистое и божественное дело, но сейчас можно найти безбрачных, которые имеют порочные наклонности. И хотя последователи Маркиона также соблюдают безбрачие и чистоту, но не так, как церковные люди. Ибо последние делают это, чтобы угодить сотворившему мир Богу, а те — чтобы не соработать Богу мира. Безбрачие украшается церковной жизнью, словом, чистым ведением и истиной.

Читайте также:  Люди с повышенным внутриглазным давлением чаще разбиваются на машинах

Фрагменты.

Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться

Здесь — следствие из общего правила, по которому брачное состояние должно быть обычным. Если человек, оставаясь безбрачным, не может избежать греха, то пусть он женится, потому что грех есть зло, а брак — не зло.

См. также Толкование на 1 Кор. 7:1

Семейный кодекс.Глава 3. Условия и порядок заключения брака. Семейный кодекс РФ

Фактический брак — это незарегистрированный союз двух людей, проживающих вместе и ведущих совместное хозяйство. Простыми словами — сожительство. Такой союз не порождает взаимных прав и обязанностей у супругов.

Их отношения регулируются не семейным, а гражданским законодательством. Дети, рожденные в таком союзе, должны быть признаны своим отцом и внесены в свидетельство только с его письменного заявления, иначе женщина будет являться одинокой матерью.

Более подробно обо всех особенностях фактического брака будет рассказано в настоящей статье.

Главное

Фактический брак — это неофициальный союз двух людей, проживающих вместе, имеющих совместный быт и ведущих общее хозяйство. Иными словами, это просто сожительство, которое регулируется только гражданским законодательством.

Фактический брак — это союз, незарегистрированный в порядке, установленном законом, поэтому он не порождает возникновения семейных отношений. Люди, проживающие вместе, в этом случае совершенно свободны и независимы друг от друга.

Именно по этой причине его выбирают многие граждане, не желающие сковывать себя узами официального брака.

Характеристика

  Как правильно фотографироваться с цветным дымом! ВАЖНО!

Несмотря на то что люди в фактическом браке проживают вместе, ведут совместное хозяйство и даже воспитывают общих детей, они по-прежнему считаются свободными гражданами, не зависящими друг от друга. Для мужчины это очень удобно. В одно время он имеет семью и жену, но по закону считается холостым и может жениться на другой девушке.

В нашем государстве фактический брак- это обычное сожительство двух людей, которое не регулируется нормами семейного законодательства. Только дети, рожденные в таком союзе, имеют право на содержание от своего папы, если последний признает отцовство.

Тем не менее в России с каждым годом таких браков становится все больше. Потому что многие молодые люди не желают брать на себя ответственность и оформлять свои отношения со второй половинкой.

Брак по расчету

На сегодняшний день эта форма брака является одной из наиболее распространенных форм в российском семейном праве. Однако непосредственного регулирования такой формы со стороны действующего в России законодательства нет. Главным условием, как уже говорилось выше, является соблюдение при оформлении такого союза требований действующего законодательства.

Браки, заключаемые по расчету, являются одними из самых древних, существующих в семейном праве. Для российской правовой системы такие браки были характерны еще с момента формирования таковой в IX веке н.э.

Брак по расчету заключается путем официальной регистрации будущего семейного союза, поэтому государство никоим образом не противодействует его созданию. Главной отличительной особенностью большинства таких браков считается заключение между супругами брачного контракта, в котором фиксируется имущественное состояние каждого вступающего в брак.

Так как такой союз заключается по решению обоих сторон и носит характер официального, никаких наказаний государство за такой семейный союз не предусматривает. Связано это с тем, что для такого семейного союза характерно превращение в полноценную семью.

Сожительство

Если юридический брак оформляется в ЗАГСе, то фактический не требует соблюдения таких формальностей. Люди просто сходятся и начинают проживать вместе на одной территории, называя свой союз семьей. Тем не менее полноправной ячейкой общества они не становятся.

Фактический, гражданский брак мужчины и женщины не регулируется нормами СК РФ и тем более не порождает взаимных прав и обязанностей у супругов. Их отношения можно назвать взаимным партнерством.

Люди могут длительное время проживать вместе, иметь общее имущество и совместных детей, но с точки зрения закона семьей они являться не будут.

И это даже несмотря на тот факт, что другие граждане считают их супругами.

Расторжение

С того момента, когда люди расходятся и начинают проживать на отдельной жилплощади, фактический брак прекращает свое существование. Иными словами, мужчина и женщина больше не ведут совместное хозяйство и не имеют общего бюджета.

Фактическое расторжение брака в данном случае происходит в тот момент, когда один из супругов больше не хочет быть с другим и переезжает на новое место проживания. Если у людей от такого союза есть дети, то их судьба решается в соответствии с семейным законодательством.

Поэтому если от жены ушел гражданский муж, который является отцом их общего ребенка, он обязан платить алименты на содержание своего чада.

Права детей, рожденных в официальном браке, и малышей, появившихся на свет в результате простого сожительства мамы и папы, равны между собой и закреплены СК РФ.

Как любовь победила «брак», или есть ли «кризис семьи» в современном мире?

Ирина Лагунина: Во всём мире число разводов и незаконнорожденных растёт с пугающей быстротой, и в этих обстоятельствах институт брака выглядит всё более устаревающим. Во Франции, например, в конце прошлого года число детей, рожденных вне брака, превысило число детей, появившихся в традиционных семьях.

Но профессор Стефания Кунц, в её новой книге «История брака», доказывает, что драматические перемены в семейной жизни за последние 200 лет представляют собой беспрецедентную социальную революцию – и пути назад нет. К худшему или к лучшему, но нам придётся приспосабливаться к браку по любви. Над темой работала Марина Ефимова.

Марина Ефимова: В нынешней Америке слово marriage (брак) неизменно ведет за собой не только слово «любовь», но и слово «проблемы».

Многие американцы еще помнят то, что они называют «традиционным браком» 50-х годов – период стабильности семьи, когда муж работал, жена вела дом и воспитывала детей, когда несчастливые тихо плакали в подушку, гомосексуалисты прятались по углам, и каждый знал свое место.

А нынче – хаос: разводы; неоформленные сожительства; чехарда бойфрэндов и гёрлфрэндов; семьи, удвоенные и утроенные повторными браками; дети, которые путаются в именах своих сводных братьев и сестер; свадьбы гомосексуалистов… словом, «кризис брака».

И вот в разгар общего беспокойства и жалоб выходит фундаментальный труд историка Стефани Кунтц «История брака», и утверждает, что всё это уже было не один раз и что древние греки, так же, как мы, жаловались на кризис брака и вспоминали счастливое прошлое.

«Древние греки горько жаловались на падение нравов среди их жён… Древние римляне жаловались на увеличение числа разводов и постоянно сравнивали свое шаткое время со стабильностью предыдущих эпох…

А первые европейские поселенцы в Америке начали жаловаться на развал семьи, едва сойдя с кораблей. Более того, почти все аспекты брака, которые кажутся нам беспрецедентным явлением нашего времени, уже были (и не раз повторялись) в истории.

Были, например, времена и общества, в которых сексуальные отношения вне брака (и дети, рожденные вне брака), были более распространены и приемлемы, чем сейчас.

А в эпохи особенно короткой продолжительности жизни большинство вдов и вдовцов вступали в повторные браки, и дети еще чаще, чем сейчас, жили с отчимами и мачехами. Случались в истории и времена частых разводов, и даже времена легализованных гомосексуальных сожительств».

Марина Ефимова: Но верно и обратное: то, что сейчас кажется старой традицией – иногда является, в сущности, новшеством, введенным в сравнительно недалеком прошлом.

САША: «Относительным новшеством является, например, регистрация брака. В древнем Риме родители решали, вступят их дети в брак или в сожительство. Для молодой Католической Церкви было достаточно, чтобы пара устно подтвердила свое намерение вступить в брак.

А было это сказано в церкви или на сеновале, значения не имело. Тысячу лет Церковь узаконивала брак по данному слову и не принимала последующего отказа – даже если пара никогда не жила вместе.

Впрочем, и в Средние века было не меньше способов улизнуть от супружеских обязательств, чем в наши времена».

Но особенно важным новшеством в современном понимании брака, новшеством, первые ростки которого появились лишь в 18-м веке, является ЛЮБОВЬ. Об этом феномене новейшей истории брака – участница нашей передачи профессор социологии и эксперт по вопросам семьи Вирджиния Раттер:

Вирджиния Раттер: Еще в середине 19-го века брак в Америке был не столько любовным союзом, сколько способом выживания или деловым партнерством. И не только в Америке, конечно, но и в европейских странах. Отношения супругов были на втором, даже на третьем месте – после заботы о детях.

Первые идеи о браке по любви появились только в 18-м веке, с наступлением Эпохи Просвещения. А до этого брак был слишком жизненно важным институтом, чтобы пустить его на волю чувств. Главными целями брака были усиление семейного клана, консолидация богатства и ресурсов, примирение с политическими противниками…

Брак был основным инвестментом. Даже в низших классах экономические выгоды играли главную роль: «женю дочь на зажиточном соседе» или: «выйду за того, кто поправит дела моей семьи»…

Если говорить о массовом явлении в Америке, то, в сущности, только со второй половины 20-го века брак явно концентрируется на личных отношениях.

Марина Ефимова: «Конечно, и до века Просвещения, — пишет Кунц, — люди влюблялись и любили… иногда даже своих жен и мужей». А мечта о союзе по любви существовала всегда.

Историки даже считают, что введенные в 16-м веке правила формальной процедуры оформления брака были приняты отчасти для того, чтобы предотвратить браки по любви, заключенные без одобрения родителей.

В статье «Причем тут любовь?», опубликованной в «Ньюсуике», Барбара Кантровиц пишет:

«Те, кто недоволен нынешней формой брака (основанного на столь нематериальной субстанции, как любовь), должен возложить всю вину на Век Просвещения, на идеи его философов о необходимости самоосуществления и самовыражения и о праве человека на счастье.

Читайте также:  Чистый воздух у вас дома

Если веком раньше Реформация отвергла превосходство безбрачия и придала большее достоинство семейной жизни, то Просвещение еще и опоэтизировало брак, признав любовные чувства главными при выборе подруги жизни. Романтические идеалы добрались (в несколько упрощенном виде) и до Америки – лет через 20 после революции.

И мужчины Новой Англии, до того ожидавшие от жен, чтобы они были лишь «экономными и работящими», добавили к своим ожиданиям еще два: «способность жены к партнерству и к пониманию мужа».

Марина Ефимова: Помимо идей философов Руссо, Фихте, а позже Лока и писателей-романтиков, были и другие, более материальные причины победы любви в истории брака. И Стефани Кунц приводит в своей книге две главных, которые она называет прямо-таки «сейсмическими социальными сдвигами»:

«Появление платной работы сделало молодых людей независимыми от родителей. Они могли жениться по собственному выбору, как только заработок позволял им начать самостоятельную жизнь. Вторым сдвигом было признание брака частным контрактом.

С точки зрения закона брак стал частным соглашением (хоть и имевшим общественное значение), в то время, как до этого он был общественным институтом, чья роль и функции определялись положением семьи в социальной иерархии. Постепенно такой подход захватывал все страны Европы.

Даже в России в 1724 году Петр Первый отменил насильственные браки и потребовал, чтобы и жених, и невеста клялись, что вступают в брак по добровольному согласию».

Конечно, пионеры идеи «брака по любви» вовсе не имели в виду в своем 18-м веке той степени любви и интимности, к которой теперь стремимся мы. Они просто хотели избавиться от цинизма, голого расчета и жестокости традиционного брака и вдохновить мужчин и женщин на симпатию и лояльность друг к другу.

Тем не менее, критика новой идеи началась одновременно с появлением самой идеи. И уже в 18-м веке среди критиков были люди, которые (правда, чересчур заранее), но достаточно верно предвидели возможные последствия.

«Делая основой брака любовь, — пишет Кунц в книге «История брака», — общество порывало с тысячелетней традицией, когда судьбу молодой пары решало племя, клан, старейшины, родители.

Оно подставляло семью — основу общества — всем ветрам эмоций, делало ее возможной жертвой индивидуализма, эгоизма, легкомыслия, глупости, роковых ошибок. Признав базой супружества любовь, человечество открыло ящик Пандоры».

Марина Ефимова: Профессор Раттер, в книге «История брака» Стефани Кунц пишет, что выбор супругов по любви, бесспорно, сделал брак более счастливым, но ослабил его как институт, как основу общества, потому что сделал его неустойчивым и хрупким. Согласны ли вы с этим?

Вирджиния Раттер: В каждой социальной перемене есть и положительные, и отрицательные стороны. Но постепенно общество законами, установлениями, введением новых социальных институтов, образованием, информацией добивается относительного баланса этих сторон. Мы часто романтизируем прошлое.

Вот в Америке и сейчас многие считают, что 50-е годы прошлого века были временем идеальных браков. Это были браки по любви, но базировались на авторитете мужчин, которые были тогда кормильцами. Мужчины работали, женщины создавали домашний уют и растили детей.

Однако статистика показывает нам, что с конца 40-х и все 50-е годы число разводов в Америке достигло рекорда по сравнению с предыдущими десятилетиями. А сейчас, кстати говоря, оно падает, начиная с 1981 года. Все же это замечательно, что чувства и эмоции играют важную роль в браке. Это позволяет супругам договариваться, добиваться того, чтобы брак устраивал обоих.

Поэтому я не думаю, что брак в Америке стал более хрупким, чем раньше. Он, скорей, стал гибким. Но я согласна с тем, что сейчас брак является более сложной и тонкой субстанцией, чем когда-либо раньше.

Марина Ефимова: И более редкой… Число разводов, действительно, упало – поясняет Стефани Кунц, но оно упало потому, что число браков упало.

Зачем заключать брак, если общество больше не осуждает сожительство? Зачем брать обязательства перед семьей, если общество берет эти обязательства на себя?..

Клубок этих проблем начал наматываться с того момента, как идея брака по любви овладела массами:

«Не успела идея брака по любви пожать плоды своего триумфа, как энтузиасты этой идеи уже потребовали права на развод в том случае, если любовь угаснет. Другие последствия ждали еще лет 150.

В 1920 году рассыпались в прах теории о том, что у женщин не бывает сексуальных желаний, и общественное мнение начало настаивать на сексуальном удовлетворении обоих супругов. К концу 50-х годов, под напором урбанизации и революционных требований молодежи, любовь скинула с себя контроль соседей, учителей, коллег и начальства.

Местные сообщества исчезли, учреждения и фирмы стали безличными. Никого больше не волновал ваш матримониальный статус и ваша сексуальная история. Слово «репутация» стало строго профессиональным.»

Марина Ефимова: Если 18-й век историки отметили «сентиментализацией брака», то второй половине 20-го досталась роль «сексуализации брака».

В этом смысле показательны сцены из фильма 90-х годов «Ничего общего». Немолодая, но привлекательная женщина, после 35-летнего брака, уходит от мужа.

За ней начинает ухаживать новый знакомый, но с ним возникают проблемы, которые она с горечью объясняет своему взрослому сыну:

— Он поцеловал меня, и я испугалась…

— Чего ж ты испугалась?!

— Того, что я не понимаю, нравится мне это или нет. Того, что я не знаю, чего ждать… Твой отец уже лет двадцать меня не целовал. Там ничего не было: ни любви, ни страсти, ничего!.. Он изменял мне… и все об этом знали…

— Но он не бросал тебя… Он всегда возвращался домой.

— Чтобы поесть и поспать…

Сын пытается выяснить у отца его версию того, что случилось между ним и женой:

— Я хочу узнать, что ты сделал с моей матерью…

— Хочешь узнать? Я скажу. Уже в первые ночи медового месяца она лежала, как мокрая тряпка, без всяких попыток доставить мне радость…

— Но она только-только вышла из католической школы! Она ничего не знала!..

— Мужчине нужно наслаждение. Она мне его не давала, и я стал искать его в других местах.

— Как ты мог оставить ее жить в неведении, без любви?

— С каких пор ты стал моралистом? А кто любил шутку, что «наш лучший друг – наш член»?

— Твой лучший друг.

— Чудно! Мы вчетвером должны пойти на ланч.

Марина Ефимова: В свободном сожительстве таких проблем меньше. Кончается любовь, кончается и союз.

Последние оковы любовь сбросила с себя в 60-х и 70-х годах, когда была изобретена волшебная противозачаточная пилюля и когда женщины влились в армию труда и получили финансовую независимость.

Профессор Раттер, вы не думаете, что в недалеком будущем свободное сожительство вообще вытеснит браки?

Вирджиния Раттер: Я не думаю, чтобы институту брака грозил риск исчезновения. Пока из всех индустриальных стран, в Америке больше всех женатых и замужних людей. (Кстати говоря, Россия – на втором месте).

Но в любом случае, число свободных сожительств в Америке растет, равно как и число и семей с детьми, где отношения родителей формально не оформлены. Отчасти это объясняется тем, что во многих случаях экономически выгоднее быть формально одиноким, чем женатым… особенно одиноким матерям.

У них есть бенефиты в сфере здравоохранения, которых нет у семьи. Но причины, конечно, не только экономические, но и в психологическом настрое молодежи. Они считают, что это часть их жизни, их молодости – погулять, познать самое себя, пожить сегодняшним днем, попробовать все возможности.

Но в общем, к 25 годам большинство сожительств становятся стабильными и по всем параметрам приближаются к браку. А почему вас, собственно, беспокоит эта свобода выбора в отношениях между мужчиной и женщиной?

Марина Ефимова: Меня беспокоит, что из-за частой смены партнеров в свободных сожительствах (и в браках) 41 процент детей в Америке проводит детство не с двумя своими биологическими родителями, а с одним. А в скором времени социологи предвидят, что половина детей будет жить с мачехами, отчимами, бойфрендами матерей, с чужими бабушками, и так далее…

Вирджиния Раттер: Это, конечно, очень важный вопрос. Проведено множество исследований на этот счет, и большинство из них показали, что если развод или расхождение родителей прошло мирно, то на детей это не оказывает особо травматического действия. Больший вред наносят родительские ссоры в неблагополучных семьях.

Марина Ефимова: По совести сказать, я в это не верю, и думаю, что проблемы поколения детей, выросшего в мультиродительских семьях, проявятся только тогда, когда эти дети вырастут. И не исключено, что именно они, исходя из своего опыта, подвергнут идею свободной любви пересмотру. Хотя историк Кунц считает, что революция браков – процесс необратимый.

«Историческая революция, происшедшая в институте брака, так же неотменима и необратима, как революция индустриальная. И так же, как в той революции, в ней есть выигравшие и пострадавшие. Но поскольку мы не можем повернуть историю вспять, нам остается только подстраивать под нее все наши законы и институты».

Я не хочу выглядеть ретроградом, но повороты вспять случались. Если вспомнить декадентскую свободу нравов древнего Рима, то нельзя забывать и то, что после падения Рима эта свобода исчезла на столетия. Но пока – «любовь свободна, мир чаруя…» и законы уже начинают ей подчиняться.

Вирджиния Раттер: Я понимаю ваше беспокойство. Конечно, разорвать свободное сожительство гораздо легче, чем брак. И намного дешевле для мужчин, которых разводы просто разоряют. Поэтому люди сходятся и расходятся по многу раз. Это бесспорно сказывается на детях, и масса специалистов сейчас стараются облегчить детям подобные перемены в жизни. Но есть и положительный аспект в том, что мы готовы поддержать разнообразие форм семейной жизни. Это, ведь, и есть суть Соединенных Штатов – дать возможность всем искать и найти свое счастье.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector