Физические тренировки в саду и на участке

Дети обладают высоким уровнем двигательной активности и, конечно, без движения гармоничное физическое развитие малышей невозможно.

Именно поэтому одним из основных векторов дошкольного образования является физкультурная практика с малышами.

Однако эта работа требует от педагога не только знания методики организации учебно-воспитательной деятельности, но и возрастных особенностей ребят.

Цели и задачи физкультурных уроков в детском саду

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) обозначены следующие ключевые цели проведения физкультурных занятий в детском саду:

  • развитие и совершенствование физических качеств (скорости, силы, выносливости и координации);
  • предотвращение нарушений развития опорно-двигательного аппарата (за счёт тренировки правильной осанки, устойчивого статического и динамического положения тела);
  • формирование базовых культурно-гигиенических навыков (мыть руки, умываться, одеваться по погоде и пр.);
  • приобщение к ЗОЖ — здоровому образу жизни (в младших группах это может быть привычка ходить летом босиком в песочнице, в средней — умываться прохладной водой, а в старшей и подготовительной, при наличии согласия родителей, проводить зарядку на улице в любое время года);
  • воспитание заинтересованности спортом.

Эти цели конкретизируются задачами занятий с детьми разного возраста в рамках работы над образовательным направлением «Физическое развитие».

Физические тренировки в саду и на участке

Занятия физкультурой с ранних лет воспитывают у детей интерес к спорту

Таблица: задачи организации физкультурных занятий с дошкольниками

Физические тренировки в саду и на участке

Задачи физкультурных занятий соотносятся с уровнем физического развития малышей конкретного возраста

Организация работы на занятиях по физической культуре в ДОУ

Уроки физической культуры проводятся в детском саду трижды в неделю: два раза в спортивном зале или, если есть достаточно пространства, в группе, и один раз на улице, но при условии, что погода позволяет. В этом образовательном направлении с детьми работает инструктор по физкультуре или воспитатель (в случае, когда в ДОУ нет штатной единицы педагога по физической культуре).

Видео: физкультурное занятие на улице в подготовительной группе

Разновидности физкультурных уроков в детском саду

В арсенале педагога есть шесть видов занятий, различающихся содержанием отрабатываемого материала, а также тонкостями организации:

  • традиционные, которые строятся на упражнениях общеразвивающего характера, заданиях с мячом и дыхательной гимнастике;
  • танцевальные, основывающиеся на отработке хореографических элементов (как правило, такие уроки организуются перед общими утренниками, например, перед Новым годом, чтобы дети могли ещё раз повторить движения танцев);
  • самостоятельные, отданные на откуп детям (обычно такие занятия проводятся на улице в тёплое время года);
  • сюжетные, в которых ход урока определяется придуманной коллизией (как правило, такие занятия являются открытыми);
  • игровые, подразумевающие, что малыши играют в спортивные игры — футбол, волейбол, баскетбол и др. (организуются для дошкольников старшего возраста);
  • спортивные (плавание, фигурное катание, урок в тренажёрном зале).

Видео: сюжетное занятие по физкультуре на тему «Цирковое представление» в первой младшей группе

Гимнастика

Отдельно стоит остановиться на таком характере организации занятий, как проведение гимнастики. Существует несколько видов уроков гимнастики, которые могут проводиться как отдельная НОД (непосредственная образовательная деятельность), а могут включаться в занятия других разновидностей или в выполнение режимных моментов.

Физические тренировки в саду и на участке

В занятия могут включаться элементы разных видов гимнастики

Таблица: виды гимнастики в детском саду

Это интересно. В наши дни педагогу «тесно» в рамках какой бы то ни было одной разновидности занятий. Поэтому чаще всего на уроках по физкультуре специалист прибегает к сочетанию упражнений разного вида, то есть проводит интегрированные занятия.

Видео: занятия босиком, или опыт лечебной физкультуры

Универсальные упражнения

Интеграции занятий физкультурой способствует не только комбинация упражнений из разных видов уроков, но и работа над блоками заданий, подходящих под любое направление физкультуры в ДОУ. Такие упражнения называются общеразвивающими и подразумевают укрепление и развитие мышц тела малыша, а также общее оздоровление его организма.

Физические тренировки в саду и на участке

Общеразвивающие упражнения могут быть без предметов или с предметами, то есть с атрибутами

Таблица: примеры общеразвивающих упражнений

Это интересно. Физкультминутка может включать и дыхательную гимнастику.

Физические тренировки в саду и на участке

Элементы физического воспитания включаются в любой вид деятельности в ДОУ, например, в виде физкультпаузы на занятиях

Как индивидуализировать задания

Физическое развитие у каждого ребёнка происходит в индивидуальном ритме.

Поэтому педагогу при подготовке занятий и досуговых мероприятий важно учитывать не только средние показатели времени, которое требуется малышам на выполнение задания, но и их возможности, чтобы не требовать от ребят того, что им непосильно, или, наоборот, не давать простоя — иначе дети потеряют интерес к уроку. Соотнести все эти параметры подготовки занятия поможет ряд методических способов индивидуализировать урок:

  • призвать воспитанника, не успевающего за ритмом занятия, в помощники — вместе показывать порядок выполнения упражнения (особенно актуально это для второй младшей и средней групп, когда скорость любого вида деятельности ребёнка напрямую зависит от его темперамента, то есть холерик и флегматик будут абсолютно не совпадать в ритмах работы, а значит, и в качестве выполнения задания);
  • подбирать задания с разным уровнем сложности (например, в первой младшей группе при выполнении упражнения на равновесие на улице честь малышей ходит по вкопанным в землю пенькам, а часть — по колёсам, это обусловлено тем, что для пеньков не требуется высокого уровня удержания равновесия);
  • стремиться создать условия для того, чтобы каждый малыш смог проявить себя — кто-то в скорости выполнения задания (например, быстрее всех прибежал к финишу), кто-то в ловкости (к примеру, легко забрался на рейки гимнастической стенки), а кто-то в помощи подготовки инвентаря для занятия.

Физические тренировки в саду и на участке

Педагог стремится найти физкультурное задание по вкусу для каждого ребёнка

Приёмы на физкультурных занятиях

Согласно требованиям ФГОС на уроках любой образовательной направленности педагог пользуется четырьмя группами методических приёмов.

Наглядные приёмы

Наиболее актуальными в этой группе способов взаимодействия будут:

  • демонстрация, когда взрослый показывает порядок выполнения упражнения, а затем дети повторяют;
  • показ, суть которого в том, что малыши смотрят видеоматериал по теме и либо повторяют движения по образцу, либо выполняют упражнение синхронно с персонажами ролика.

Видео: приём показа — физкультминутка с капитаном Крабом «Делай так!»

Видео: занятие по физкультуре с использованием ИКТ в старшей группе

Атрибуты для занятий физкультурой

Наглядность в процессе непосредственной образовательной деятельности (НОД) обеспечивается, прежде всего, за счёт использования реквизита, в частности:

  • мячей;
  • скакалок;
  • кеглей;
  • гимнастических палок;
  • больших мягких блоков, которые могут использоваться и как маты;
  • оздоровительных (массажных) и обычных ковриков для выполнения упражнений лёжа;
  • атрибутов, выполненных своими руками.

Оригинальный самодельный реквизит

Нестандартные или самодельные атрибуты являются важным элементом наглядности на занятиях. Кроме того, выполнение заданий с таким реквизитом повышает эмоциональный тонус малышей, способствует пробуждению у них интереса к занятиям (особенно если малыши были привлечены к изготовлению такого оборудования). Рассмотрим несколько примеров изготовления оборудования своими руками.

«Поленца»

Физические тренировки в саду и на участке

Поленца нужно делать той высоты, которая осваивается малышами конкретной группы

Тренажёр используется для перешагивания, перепрыгивания препятствий.

Читайте также:  Дожить до 120. Как дожить до библейского возраста?

Как получить пользу для фигуры, выполняя работу на дачном участке

Выращивая фрукты и овощи на дачном участке, можно не только сэкономить на продуктах, но и оздоровиться. Работа в огороде и саду — такая же тренировка для мышц, как и занятия в спортзале.

К тому же нужно не забывать — все время находишься на свежем воздухе. Вместо пыли матов легкие насыщаются кислородом, повышается тонус и улучшается общее состояние организма.

К тому же природа — лучшее лекарство от психологической усталости.

Фитнес на даче

Накачать определенную группу мышц во время огородных работ невозможно. А вот избавиться от лишнего веса и укрепить мышечный корсет можно даже при выезде на дачу на 2-3 дня в неделю. При наклонах работают мускулы, живота спины и поясницы, при прополке в сидячем положении — ног.

Физические тренировки в саду и на участке

Примерные энергозатраты:

  • вскапывая грядки, человек с весом 55-60 кг расходует 322 ккал в час;
  • во время борьбы с сорняками — 182 ккал;
  • полив из шланга — 105 ккал;
  • при поливе из лейки цифру можно смело увеличить вдвое.

Распилка и покос развивают спину, плечи и руки.

Приседания для тренировки ягодиц

Лучшие упражнения для тренировки мышц задней поверхности бедер и укрепления ягодиц — приседания. При посадке картошки и цветов также напрягаются мускулы, поддерживающие поясничный отдел позвоночника. Эта работа может заменить полуприседы в спортзале.

Чтобы сформировать красивую фигуру, подтянуть ягодицы и укрепить бедра, нужно стараться выполнять упражнения правильно. Угол при сгибании ноги должен быть меньше 90°С, а спина — прямая. Если нужно углубить ямку или подтянуть поближе ведро с картошкой, нужно сначала присесть, а потом уже нагружаться.

Тренажер для стройности — грабли

Характерные движения помогут сформировать красивый пресс и укрепить мышечный корсет поясницы. Для повышения эффективности занятий, во время характерных движений втягивают живот.

Чтобы задать нужный ритм, желательно включить музыку. После каждых 10-12 «гребков» выпрямляются, глубоко дышат грудью, поднимая верхние конечности над головой. Когда разбивают земляные комья, руки к телу не прижимают.

Усилить спину поможет сгребание травы.

Укрепление мелких мышц позвоночника

При сборе фруктов работают все группы мускулов. Когда с дерева срывают яблоки или груши, растягивают связки суставов плеч, позвоночника грудного отдела, мышцы туловища.

При подъемах на носки «работают» стопы и голень, если приходится влезть на стремянку или встать на нижние ветки, включается центр головного мозга, отвечающий за координацию.

Статичные позы во время занятий в спортзале используют только бодибилдеры, а вот на дачном участке они обязательно входят в «тренировочный комплекс».

Физические тренировки в саду и на участке

Лучший тренажер — лопата

«Упражнение» можно усложнить подходами. Например: энергичное вскапывание в течение 40-60 секунд, затем смена ноги и повтор. Или проход с лопатой на 1,5-2 метра без остановки.

Разработать грудной отдел и увеличить трицепсы и бицепсы помогут колодец, из которого нужно достать тяжелые ведра; или колонка — пока накачаешь баки, устают руки, спина и поясница; а обрезка деревьев и распилка сучьев, сбор корнеплодов, с удалением земли и раскладыванием урожая в ящики укрепляют косые и прямые мышцы живота.

Физические тренировки в саду и на участке

Техника безопасности при тренировке на садовом участке

Как и при занятиях в спортзале, перед огородно-садовыми работами необходимо размяться. Для этого достаточно сделать несколько поворотов головы, вращений прямыми руками, «волну», чтобы задействовать спину, приседания.

Не стоит вводить специально в тренировку «скручивания» с тяжестями — ведрами с водой или картошкой. Поднимая груз с земли, сначала напрягают живот, затем сгибают ноги, а уже затем принимают «вес». Именно так поступают опытные штангисты.

В качестве разгрузки подходят наклоны и подъем рук на выдохе, сгибание и разгибание приподнятой ноги, повороты корпуса. А вот резко останавливаться, садиться и ложиться нежелательно. Если в мышцах останется молочная кислота, на следующий день появится неприятная ломота.

Работа в огороде не только помогает улучшить фигуру и избавиться от лишнего веса. Самостоятельные занятия на свежем воздухе ускоряют кровоток, развивают терпение, помогают сконцентрироваться.

Кратковременный отдых от профессиональной деятельности расслабляет, постоянная подпитка кислородом укрепляет клетки головного мозга, способствует улучшению памяти и свойству воспринимать информацию.

После физической работы легче заснуть, а значит — организм полностью восстановится во время ночного отдыха.

Городским жителям, которые выезжают на дачный участок время от времени, труд на свежем воздухе поможет сформировать желаемые объемы мышц и избавиться от лишнего веса. А вот тем, для кого выращивание фруктов и овощей — работа, для изменения внешнего вида придется посещать спортзал. Привычные действия никакого влияния на фигуру не оказывают.

Воркаут на огороде: как тренироваться на даче

Современные люди зачастую ведут малоподвижный образ жизни. А советы, которые дают специалисты, можно свести к одной базовой инструкции: «Двигайтесь больше». Но иногда трудно найти время для спортзала. На помощь придет садоводство и огородничество.

Приседания, разнообразные позы, растяжки — ваш собственный сад или огород могут стать отличным личным тренером.Ваша дача, сад и огород – это физкультура, у которой есть цель. Это физкультура, которой легче вписаться в вашу жизнь, ведь «тренировки» в виде прополки, полива или высаживания саженец являются самыми естественными.

Работа на воздухе — это наилучший способ стать физически активным. 

Фантазируйте

Меняйте свои задачи. Избегайте однообразной работы. Во-первых, она скучна и быстро приедается. Во-вторых, телу необходимо разнообразие, вы должны задействовать как можно большее количество мышц.

Итак, пять минут пропалываем, затем пять минут поливаем, затем пять минут обрезаем и т. д. Выполняйте разнообразные задачи.

Ведь на тренировке в зале вы не поднимаете одну и ту же штангу в одном и том же положении? Огородный воркаут также требует разных движений.

Физические тренировки в саду и на участке

Изменяйте положение тела во время работы на земле. Попробуйте приседать на одной ноге, сесть не на корточки, а в позу лотоса и т.д.

Меняйте руки и инвентарь

Держите инвентарь разными способами и меняйте руки. Возьмите садовый совок или тяпку другой рукой, поменяйте положение рук местами, когда держите лопату.

Да, работа, может, и пойдет не столь эффективно как ранее, но вы задействуете мышцы, связки и сухожилия, которые раньше просто прохлаждались, пока работали другие.Используйте разные инструменты для одной и той же работы.

Если вы копаете клумбу или грядку, используйте то большую лопату, то маленький совочек. Задачу вы все равно выполните, но задействуете разные группы мышц, и вряд ли устанете.

Носите побольше

Таскайте все, что поднимите, своими руками. Воду в ведрах, горшочки с растениями, дерн, компост и т. д. Конечно, тачка выглядит предпочтительнее. Но вы же хотите иметь красивое тело? Поэтому, все, что можем, носим своими собственными руками. Но надрываться ни в коем случае нельзя, нужна мера. Будьте благоразумны.

Читайте также:  Что такое коронарография сердца, как проводят проверку сосудов и какие бывают последствия этого исследования?

Обязательно меняйте руки, когда что-то несете. Этот совет касается не только огорода и сада. Даже когда вы идете из магазина с пакетом продуктов, необходимо периодически менять руки.

Наклоняйтесь и тянитесь!

Наклоняйтесь с разной амплитудой. Наклоны – полезное упражнение для позвоночника, главное не переусердствовать.

Физические тренировки в саду и на участке

Выращивайте высокие виды растений. Нет ничего лучше для огородной физкультуры, чем высокие деревья и кустарники, к которым нужно тянуться, чтобы делать обрезку или собирать урожай.

Движение как образ жизни

Садово-огородный воркаут не должен быть вашей единственным видом физкультуры. Подумайте, можете ли вы включить больше движения в вашу жизнь. Добавьте небольшие прогулки в течение дня. Прогуляйтесь по дороге на работу или за утренним кофе. Чаще сидите на полу, а не на мебели. Движение должно стать вашим непременным спутником, девизом и образом жизни.+

Пригласите своих друзей помочь в саду или на огороде! Тогда ваши физкультурные возможности значительно расширятся. Ведь друг сможет не только помассировать вам плечи, но и поддержать, когда захотите сделать мостик, например.

Радость от работы над собой и садом

Работа должна приносить радость! Что толку нагружать мышцы, если день на даче не принес вам удовлетворения. Вечером вы непременно почувствуете приятную усталость и удовольствие от проделанной работы не только в саду, но и над своим телом.

Источник

Еще интересное по теме:

Консультация для педагогов ДОУ "Организация и проведение физкультурных занятий на воздухе"

  • Консультация для педагогов
  • «Организация и методика проведения физкультурного
  • занятия на воздухе».
  • Подготовила:

Инструктор по физической культуре — Штоль А.С.

Теория и практика физического воспитания убедительно свидетельствуют, что, проведение физкультурных занятий на открытом воздухе обеспечивает выполнение одной из важных задач этой области, т.е. совершенствование функциональных систем, закаливание и повышение сопротивляемости организма ребенка к различным вредным факторам окружающей среды.

  1. Обеспечение высокой эффективности занятий может быть достигнуто только при тесном контакте: инструктора по ФИЗО, медицинской сестры, воспитателей, младших воспитателей, а так же с семьей ребенка.
  2. На родительских собраниях, либо беседах с родителями следует решать вопросы преемственности в осуществлении закаливающих мероприятий, конкретно обсудить состояние здоровья каждого ребенка для обеспечения индивидуального подхода.
  3. Физкультурные занятия на воздухе позволяют научить детей выполнять
  4. движения в естественных условиях: использовать различные способы ходьбы в зависимости от грунта (ходьба по песку, по воде, по траве, по скользкой поверхности), от рельефа (познакомить с различным положением туловища и постановки ног при вхождении и спуске по наклонной поверхности.
  5. Занятия физкультурой на свежем воздухе, учитывая требования СанПиН

(2.4.1.3049-13 п. 12.5) проводятся с детьми в теплое время года со всеми группами, в холодный период начиная со старшей группы.

В зимний период года занятия на открытом воздухе можно проводить

при температуре воздуха до -15С без ветра. В ветреные дни для проведения занятий следует выбирать места, наиболее укрытые от ветра. ( можно веранду). В очень сырые, дождливые и морозные дни физкультурные занятия нужно проводить в зале при открытых окнах.

  • В теплое же время года, при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию рекомендуется организовывать на открытом воздухе.
  • Важным является создание в дошкольных учреждениях условий для проведения занятий на воздухе.
  • 1. Наличие оборудованной спортивной площадки на территории ДОУ
  • 2. Спортивный инвентарь
  • 3. Спортивная одежда по сезону

Для проведения физкультурных занятий в детском саду должна быть оборудована спортивная площадка. Чем разнообразнее она оснащена, тем быстрее у детей формируются навыки и способы преодоления препятствий, значительно обогащается двигательная деятельность.

Для занятий на воздухе можно использовать любую площадку с ровным твёрдым покрытием, групповые площадки, дорожки на территории дошкольного учреждения и вокруг здания. По сторонам площадки нужно разместить гимнастическую стенку, брёвна, скамьи, мишени для бросков, яму с песком для прыжков, оборудование для перешагивания, перепрыгивания, подлезания.

  1. В зимний период на территории детского сада прокладывается лыжня в виде круга, на протяжении которой желательно сделать зрительные ориентиры в виде флажков, ленточек, если есть коньки необходима дорожка для скольжения, так же особого внимания требует склон для скатывания (горки).
  2. Для успешного проведения занятий очень важно заранее подготовить
  3. пособия и правильно разместить переносное оборудование. Затратив 2 — 3
  4. мин на подготовку, можно в 2 раза больше времени выиграть для активной

деятельности детей во время занятия. Выходя на занятие, дети выносят корзину с инвентарем на площадку и вместе c педагогом раскладывают пособия таким образом, чтобы во время занятия их можно было взять с наименьшей потерей времени.

  • Для обеспечения закаливания детского организма при проведении
  • физкультурных занятий на воздухе большое значение имеет подбор
  • правильной одежды и обуви детей. Гигиенические требования к одежде

предусматривают ее соответствие росту и полноте тела ребенка, обеспечение свободы движений. Поэтому очень важно одевать ребенка в соответствии с температурой наружного воздуха, чтобы не было чрезмерного как перегревания, так и переохлаждения.

Этим требованиям отвечают хлопчатобумажные, трикотажные, рыхлые шерстяные ткани.

Использование одежды из синтетических тканей не рекомендуется, так как они плохо впитывают влагу и не обеспечивают необходимую воздухопроницаемость, особенно при выполнении физических упражнений.

Обувь должна быть легкой на нескользящей прорезиненной подошве.

Существуют разнообразные формы физкультурных занятий на прогулке с детьми дошкольного возраста:

1. Игровые занятия. Построены на основе народных подвижных игр, игр-

эстафет с включением игр-аттракционов и игр на основные виды движения.

2. Сюжетно-игровые занятия. Такие занятия построены на сюжете сказки

или присутствия знакомого героя.

3. Занятия-тренировки. Направлены на обучение спортивным играм и

элементам легкой атлетики.

4. Прогулки-походы. Это длительная спортивная ходьба по определенному

маршруту. Это занятие позволяет укрепить здоровье, увеличить знания по окружающему миру.

5. Самостоятельные занятия. Собственно вся система физкультурных занятий должна быть направлена на то, чтобы дети научились самостоятельно делать гимнастику, разминаться. Поэтому по мере накопления от возраста к возрасту двигательного опыта, таких занятий

  1. становится все больше.
  2. Если чередовать все предложенные виды занятий, то план получается
  3. разнообразным по направленности и интересным для детей.
  4. Содержание, структура, продолжительность занятий на воздухе соответствует программным рекомендациям.
  5. Продолжительность занятий
  6. 15мин. в младшей группе детского сада,
  7. 20мин. в средней группе,
  8. 25-30 минут в старшем дошкольном возрасте
  9. Структура занятий традиционна: вводная, основная и заключительная части.
  10. Вводная часть начинается с построения на площадке и ходьбы, во время

которой дети выполняют 3—5 дыхательных упражнений. В холодный период года построение на площадке не проводится, и вводная часть начинается с выхода детей из помещения на улицу.

После непродолжительной ходьбы дается медленный бег по площадке в течение 2—4 мин (в зависимости от возраста).

В этой части занятия осуществляются подготовка детей к предстоящей мышечной деятельности, выполняются строевые упражнения. При проведении занятий на свежем

воздухе очень важно, чтобы дети умели быстро перестраиваться для

выполнения различных упражнений. Поэтому обучение строевым упражнениям должно реализовываться в теплый период года, с тем, чтобы в холодное время группа четко выполняла указания педагога.

  • Основная часть занятия начинается с выполнения комплекса общеразвивающих упражнений (ОРУ). Общеразвивающие упражнения
  • объединены в комплексы Комплексы включают упражнения для всех крупных мышечных групп: рук и плечевого пояса, туловища, ног.
  • Особенностью комплексов является то, что два упражнения на одну
  • мышечную группу выполняются подряд. Это обеспечивает большую
  • физическую нагрузку. Каждый комплекс общеразвивающих упражнений
Читайте также:  Что показывает МРТ-исследование органов малого таза: подготовка и показания к томографии с контрастом и без

повторяется на 4 занятиях , т. е. в течение двух недель. Это позволяет инструктору во время занятия на воздухе сократить объяснения и больше внимания уделить качеству выполнения упражнений.

На каждом занятии дети упражняются в 2-3 основных движениях. Ходьба, бег, Прыжки Ползание, Лазание, Формирование навыков равновесия, метание

На протяжении занятий дети выполняют большой объем физической

работы, которая требует усиленного притока кислорода к мышцам и органам. Поэтому для улучшения вентиляции легких во время занятий необходимо выполнять дыхательные упражнения.

Это позволяет не только быстро ликвидировать образовавшуюся в результате интенсивной деятельности кислородную недостаточность, но и подготовить, организовать детей к дальнейшей деятельности: подвижной игре или игре-эстафете.

Игра повторяется 3-4раза, паузы между повторениями короткие.

Подвижные игры и эстафеты подобраны так, чтобы дети могли применить приобретенные на предыдущих занятиях умения и навыки в меняющейся обстановке игры.

В подвижной игре необходимо дать детям возможность: активизировать воображение, выразить свои эмоции, удовлетворить потребность в движении, ощутить радость от взаимодействия в коллективе сверстников. Это помогает закреплению основных движений.

В заключительной части проводится игра малой подвижности или медленный бег, переходящий в ходьбу, во время которой выполняется 6 — 8

дыхательных упражнений. На этом занятие заканчивается.

  1. Ну и конечно же на протяжении всего учебного года нами проводятся всевозможные спортивные праздники, досуги и развлечения на свежем воздухе, что без сомнения приводит в восторг детвору и нас педагогов.
  2. В.Шененберг говорил: «Здоровье — это та вершина, которую, должен
  3. каждый покорить сам. А мы должны стать учителями, мудрыми
  4. наставниками в начале этого долгого восхождения»

Применение метода круговой тренировки для повышения эффективности физического воспитания и достижения тренирующего эффекта

Для повышения эффективности физического воспитания преимущество должны иметь физические упражнения, оказывающие разностороннее воздействие на организм, и выраженный тренирующий эффект. Для этого мы применяем круговую тренировку.

Для создания у детей интереса к круговой тренировке используются заранее продуманные организационно-методические приёмы. Учитывая, что в дошкольном возрасте основным видом деятельности ребёнка является игра, необходимо таким образом организовать круговую тренировку, чтобы она воспринималась детьми как часть игры.

Для дифференцированного подхода к занимающимся нужно распределить их по подгруппам в зависимости от состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности.

В каждой подгруппе находятся дети со сходными показателями.

Детей различных подгрупп можно отметить каким-либо отличительным знаком или эмблемой (например, использовать нарукавные повязки или пояса разных цветов, не стесняющие движений).

При разучивании выбранного комплекса круговой тренировки рекомендуется такая последовательность действий:

  1. Разместить детей в том месте зала или площадки, откуда хорошо просматриваются все «станции» и выполняемые на них упражнения.
  2. Вызвать у детей интерес и игровую мотивацию к выполнению круговой тренировки.
  3. Выбрать одного-двух ловких, уверенных в своих возможностях детей из разных подгрупп, которые будут одновременно с объяснениями преподавателя выполнять упражнения на «станциях» с последовательным прохождением одного «круга».
  4. Преподаватель отчётливо произносит название каждой «станции», объясняет двигательное задание, а выбранные для показа дети выполняют упражнение. Преподавателю нет необходимости показывать каждое задание самому: во-первых, упражнения, включаемые в содержание круговой тренировки, должны быть предварительно освоены всеми детьми; во-вторых, применяемое оборудование и инвентарь по своим размерам обычно рассчитаны на детей, а не на взрослого; в-третьих, во время показа движений детьми преподаватель может обратить внимание занимающихся на те или иные техники, варианты выполнения двигательных заданий, подчеркнуть правила выполнения упражнений, порядок перехода на последующие «станции» и т.д.
  5. После объяснения заданий преподаватель размещает детей по «станциям» (по 3-4 человека на каждой, в зависимости от количества «станций» и детей), обращая внимание на правильное исходное положение. Лучше размещать на одной «станции» детей из одной подгруппы.
  6. По сигналу дети начинают одновременно делать упражнения, а преподаватель наблюдает за ними, даёт дополнительные словесные указания, объяснения, исправляет ошибки, добиваясь правильного выполнения двигательных заданий на всех «станциях». Рекомендуется использовать соответствующее темпу выполнения упражнений музыкальное сопровождение.
  7. На каждой «станции» должны быть плакаты с запрограммированной в них текстовой и образной графической информацией.

Регулировать нагрузку в процессе круговой тренировки можно следующими способами:

  1. Изменять продолжительность и количество повторений упражнений на «станциях», количество «станций», количество «кругов».
  2. Изменять темп выполнения упражнений.
  3. Изменять интервалы отдыха.
  4. Вводить дополнительные «станции» с облегчённой или, наоборот, более высокой нагрузкой.
  • Принцип организации детей на таком занятии достаточно прост: вводная и заключительная часть занятия проводится в традиционной форме, а в основной части и организуется круговая тренировка.
  • Выбор способа организации детей зависит от новизны, сложности и характера упражнений; от материальной оснащённости и места проведения занятия; от возраста детей и их подготовленности.
  • Варианты занятий с круговой тренировкой:
  1. Непрерывно-поточный вариант. Это выполнение упражнений на «станциях» без пауз отдыха. По другому мы называем – «полоса препятствий».
  2. Интервальный вариант с напряжёнными интервалами отдыха. Т.е. выраженного отдыха между «станциями» нет. Дети отдыхают в процессе перехода со «станции» на «станцию».
  3. Интервальный вариант с полными интервалами отдыха. Т.е. дети между «станциями» отдыхают 60-90 с. Мы видели такую организацию круговой тренировки на последнем метод. объединении.
  4. Всей группой. Когда по «станциям» перемещаются все вместе, всей группой.
  5. Индивидуальная работа на «станциях». Например, 18 человек – 18 «станций».
  6. Сюжетно-круговая тренировка. Она представляет собой путешествие детей по придуманному сюжету или сказке.
  7. Образно-игровая тренировка, где дети входят в образ космонавта, спортсмена, моряка.

Во всех перечисленных вариантах работа на «станциях» начинается и заканчивается по сигналу. Каждый ребёнок проходит полный круг.

Круговую тренировку можно начинать с младшей группы, не делая акцент на том, что это именно круговая тренировка. В младшей группе используем непрерывно-поточный вариант. Со средней группы можно использовать интервальные варианты. С учётом возраста и физического развития изменяем количество «станций».

  1. Последовательность перехода от «станции» к «станции» по общепринятому порядку осуществляется против часовой стрелки.
  2. Применение метода круговой тренировки на занятиях по физической культуре даёт возможность правильной физической нагрузки на все группы мышц, позволяет обеспечить высокую моторную плотность, развивает общую и силовую выносливость, совершенствует дыхательную и сердечнососудистую системы.
  3. Метод круговой тренировки является одним из эффективных путей оздоровления и повышения уровня физической подготовленности детей.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector