12 июля – национальный день траура

В Татарстане траур по погибшим во время нападения на школу №175 в Казани. Жертвами стали девять человек – семеро детей и двое взрослых. Еще 21 человек ранен. Двое детей по-прежнему находятся в критическом состоянии. Корреспондент «МИР 24» Елена Ширяева узнала подробности.

Вместе с Казанью скорбит вся Россия. В Санкт-Петербурге и в Москве несут цветы к зданиям представительств Татарстана. Ставят свечи, оставляют записки. Для жителей Казани это особенно больно.

«У меня там учится очень много близких, не хотелось, чтобы с детьми такое происходило!» – рассказала уроженка Казани Алия.

В Казани цветы несут к 175-й гимназии, где еще недавно люди стояли и ждали новостей о раненных и погибших. О тех, кто выжил, молятся в казанских храмах и мечетях. В память о тех, кто скончался, – минута молчания.

Гимназия №175, где все произошло, находится в спальном районе. Здесь учатся около тысячи человек. Утром, по словам очевидцев, через главный вход вбежал молодой человек с оружием. Начал стрелять по ученикам и педагогам. Два сына Рустама хазрат Хайруллина убежать не успели. Оба оказались в центре событий.

«Младший сын – ученик третьего класса, к сожалению, ранен. Ему сделали операцию. Сейчас он находится в реанимации. Старший сын – ученик 8 класса. Основная бойня была у них в классе», – поделился отец пострадавшего школьника Рустам Хайруллин.

«Этот человек ворвался в класс и начал расстреливать людей. Сперва он стрельнул два раза учительнице в ногу и начал расстреливать позже поочередно по рядам», – добавил ученик гимназии №175 Ахмат Хайруллин.

Учителя бросились на защиту детей. Об этом руководство гимназии рассказало министру просвещения Сергею Кравцову, который приехал на место происшествия.

«Очень самоотверженно повели себя педагоги. Могло бы быть больше жертв. Школа была оборудована кнопкой вызова. Вовремя нажали кнопки, приехали все службы», – заявил Кравцов.

Учитель русского языка Роман Гузенфельд закрыл детей в классе и спрятал их под партами.

«Закрыл окна, дверь, сказал, чтобы дети не подходили к окнам, чтобы они присели!» – поделился учитель русского языка и литературы Роман Гузенфельд.

Многие спасли детей ценной своей жизни. Учительница английского языка Эльвира Игнатьева оттолкнула одного ребенка подальше от стрелявшего. А сама погибла. Ей было всего 25.

По данным МВД, нападавший – 19-летний Ильназ Галявиев. Известно, что молодой человек раньше учился в школе, где и устроил стрельбу. Разрешение на оружие получил месяц назад.

«Террорист арестован. Ему 19 лет, официально на нем есть оружие, других пособников пока не определили. Идут следственные действия, все силы развернуты», – заявил глава Республики Татарстан Рустам Минниханов.

Возле дома, где жил Ильназ, дежурят сотрудники полиции. Соседи говорят, что молодой человек всегда был спокойным и вежливым.

Всего на момент нападения в школе находилось более 700 школьников и порядка 70 взрослых. Пострадал 21 человек. Большинство – дети и подростки. Многие – в тяжелом состоянии.

«Восемь детей получили пулевые ранения, огнестрельные, остальные получили повреждения в результате травмирования осколками стекла или при эвакуации из здания», – добавил министр здравоохранения России Михаил Мурашко.

Пострадавшие госпитализированы в детскую республиканскую больницу. Больных навестила уполномоченная по правам ребенка при президенте Анна Кузнецова.

«Была в реанимации с тяжелыми. Поговорила с докторами. Многие дети рассматриваются для перевозки в Москву», – отметила Кузнецова.

С родственниками погибших работают психологи МЧС России. Помочь пострадавшим спешат и жители Казани. Сотни людей захотели сдать донорами и сдать кровь. Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту массового убийства. Прокуратура Республики Татарстан проводит проверку.

12 июля – национальный день траура12 июля – национальный день траура12 июля – национальный день траура12 июля – национальный день траура

12 июля – национальный день траура

10 июля в Куйбышевском водохранилище затонул теплоход «Булгария». Погибло больше сотни людей, дети, много пропавших без вести. 12 июля 2011 года объявлен днем траура. В речном флоте начинаются массовые проверки.

12 июля – национальный день траура

Екатерина Олейникова / «Здоровье инфо»

Трагедия произошла 10 июля в 13:58 по московскому времени в 3 километрах от берега в районе населенного пункта Сюкеево, между городами Болгар и Казань. На судне находилось 208 человек, при том, что всего пассажирских мест на теплоходе не больше 140.

Судя по фотографиям, «Булгария» больше напоминала реквизит со съемок фильма «Волга, Волга», чем современный теплоход. Тем не менее эксплуатировалась она беспрерывно: в перерывах между рейсами на нем устраивали ночные прогулки и корпоративы. Времени на то, чтобы ухаживать за судном, не оставалось.

Судно затонуло за две минуты. Выбраться удалось немногим. В момент трагедии в музыкальном салоне находилось больше 50 детей: они смотрели представление. Почти все они погибли.

Как и два с половиной года назад, после пожара в «Хромой лошади», уже объявлены проверки прогнившего насквозь водного прогулочного транспорта. Будет приостановлена деятельность сотен таких, как «Булгария», старых «корыт». В течение двух месяцев эта новость «не протухнет», а потом утонувшие дети превратятся в статистику и проценты, и потечет все, как встарь, до следующей похоронки.

Частота техногенных катастроф с каждым годом набирает обороты. По данным Генпрокуратуры, в прошлом году количество так называемых эксплуатационных происшествий возросло на 42%. Особенно урожайным бывает лето. Каждый сезон начинается одинаково: 31 мая «все предусмотрено и ужесточено».

Начиная с июня страна собирает урожай: утонули, разбились, сгорели. Одна за другой у россиянина закрываются все двери в отпуск: ни о каких внутренних рейсах на самолетах и – теперь уж – на пароходах и речи быть не может.

Безопасный отдых можно устроить себе разве что в четырех стенах или на шести сотках.

Любая трагедия – наглядный срез, в каком состоянии находится государство.

В нашей стране обычно красной нитью проходит тема человеческой жадности: жадность чиновников, закрывших глаза на отсутствие лицензии на перевозку пассажиров, жадность арендаторов, напихавших людей на борт сверх вместительности судна, жадность судовладельцев, экономивших на ремонте.

Можно ли это вылечить показательными проверками и всенародными порками? Вряд ли. Проверять старые пароходы, ночные клубы и общежития, а также дома престарелых можно до бесконечности. Оставшимся в живых все равно остается только одно: молиться об умерших и о самих себе.

Страна скорби. Сколько раз в России объявляли траур за последние 25 лет

Вчера, 27 марта, Владимир Путин подписал указ об объявлении общенационального траура в связи с гибелью людей при пожаре в Кемерово.

Это значит, что сегодня будут приспущены флаги, а на их древке появится черная лента. Телеканалы по закону не могут показывать рекламу, а праздники и развлекательные мероприятия рекомендуется перенести.

Например, в Екатеринбурге сегодня отменили Ледовое шоу Ильи Авербуха и концерт рэпера Мота.

В России с 1993 года траур объявлялся 29 раз. Причины бывают разные: катастрофы, аварии, пожары, теракты и последствия военных действий. Кроме того, траур могут объявить сразу из-за нескольких разных трагедий.

Один раз траур по всей стране прошел после смерти первого президента, Бориса Ельцина. До этого, во времена СССР, люди массово скорбели только после гибели первых лиц: Ленина, Сталина, Брежнева, Андропова, Черненко.

Еще общенациональным днем траура стала смерть Юрия Гагарина. В советское время день траура был нерабочим.

Будет траур или нет — решает действующий Президент РФ. Никаких законов, которые регламентируют проведение траура, нет. Обычно он объявляется после трагедии, где погибли более ста человек. Общенациональные трауры длятся день или два (после теракта в Беслане), по решению главы государства.

Траур могут объявлять региональные и городские власти. Региональный траур, как правило, длится дольше — три дня.

Регионы и города принимают решение о трауре, если трагедия произошла на их территории или в качестве солидарности с другим регионом.

До того, как был подписан указ о национальном трауре 28 марта, день скорби объявили в Екатеринбурге, Приморском крае, Бурятии, Якутске, Брянской области, Новосибирске.

Когда и почему объявляли траур в России

12 июля – национальный день траура Владислав Бурнашев; 66.RU
  • Дата: 7 октября 1993 Событие: вооруженные столкновения между сторонниками Бориса Ельцина и части Верховного совета России во главе с Русланом Хасбулатовым.Погибли: 147 человек.
  • Дата: 31 мая 1995 года Событие: землетрясение магнитудой около 7,9 балла в городе Нефтегорске на острове Сахалин.Погибли: более 2 000 человек.
  • Дата: 22 июня 1995 года Событие: террористическая атака группы Шамиля Басаева на больницу в Будённовске.Погибли: 129 человек.
  • Дата: 10 августа 1996 года Событие: после боев в Грозном (Чечня) погибли несколько сотен человек, национальный траур был объявлен по всем жертвам чеченской войны.Погибли: 494 военнослужащих, около 2000 мирных жителей.
  • Дата: 28 сентября 1996 года Событие: столкновение поезда и школьного автобуса на железнодорожном переезде в Ростовской области.Погибли: 19 человек, в том числе 17 детей.
  • Дата: 19 ноября 1996 года Событие: взрыв жилого дома в городе Каспийске Республики Дагестан.Погибли: 68 человек.
  • Дата: 5 декабря 1997 года Событие: взрыв метана на шахте «Зыряновская» в Кемеровской области.Погибли: 67 человек.
  • Дата: 17 февраля 1999 года Событие: пожар в здании Самарского УВД.Погибли: 57 человек.
  • Дата: 21 марта 1999 года Событие: взрыв на городском рынке Владикавказа и пожар в психоневрологической больнице в Вологодской области.Погибли: 52 и 21 человек.
  • Дата: 13 сентября 1999 года Событие: теракты в Москве и в городе Буйнакске Республики Дагестан. В результате взрыва в Москве в ночь с 8 на 9 сентября в жилом доме по ул. Гурьянова погибли 109 человек; взрыв 13 сентября в жилом доме на Каширском шоссе унес жизни 124 человек.Погибли: 233 человека.
  • Дата: 23 августа 2000 года Событие: гибель атомного подводного ракетоносного крейсера «Курск».Погибли: 118 человек.
  • Дата: 5 июля 2001 года Событие: падение при заходе на посадку пассажирского самолета Ту-154 под Иркутском.Погибли: 145 человек.
  • Дата: 22 августа 2002 года Событие: падение военного вертолета Ми-26 на территории Чечни в результате обстрела.Погибли: 127 человек.
  • Дата: 28 октября 2002 года Событие: захват заложников в Театральном центре в Москве.Погибли: 130 человек.
  • Дата: 26 августа 2004 года Событие: террористические акты в двух пассажирских самолетах Ту-134 и Ту-154 в Тульской и Ростовской областях.Погибли: 89 человек.
  • Дата: 6–7 сентября 2004 года Событие: захват школы № 1 в Беслане.Погибли: 335 человек, в том числе 186 детей.
  • Дата: 5 мая 2006 года Событие: падение в Черное море пассажирского самолета Airbus A320, который летел рейсом Ереван — Сочи.Погибли: 113 человек, в том числе 26 граждан России.
  • Дата: 10 июля 2006 года Событие: катастрофа при посадке пассажирского самолета в аэропорту Иркутска.Погибли: 125 человек.
  • Дата: 24 августа 2006 года Событие: падение самолета Ту-154 в Донецкой области, летевшего рейсом Анапа — Санкт-Петербург.Погибли: 170 человек.
  • Дата: 21 марта 2007 года Событие: авария на шахте «Ульяновская» в Кемеровской области, авария пассажирского самолета Ту-134 в аэропорту Самары, пожар в доме престарелых в Краснодарском крае.Погибли: 110, 6 и 63 человека.
  • Дата: 25 апреля 2007 года Событие: смерть первого президента России Бориса Ельцина в результате остановки сердца.Погибли: 1 человек.
  • Дата: 13 августа 2008 года Событие: вооруженный конфликт в Южной Осетии.Погибли: 229 человек.
  • Дата: 7 декабря 2009 года Событие: пожар в пермском ночном клубе «Хромая лошадь».Погибли: 156 человек.
  • Дата: 12 апреля 2010 года Событие: катастрофа при заходе на посадку польского самолета Ту-154М под Смоленском.Погибли: 96 человек, в том числе президент Польши Лех Качиньский и его супруга.
  • Дата: 12 июля 2011 года Событие: крушение на Волге теплохода «Булгария».Погибли: 122 человека, в том числе 28 детей.
  • Дата: 9 июля 2012 года Событие: наводнение в Краснодарском крае, а также катастрофа российского автобуса на Украине.Погибли: 171 и 15 человек.
  • Дата: 1 ноября 2015 года Событие: теракт на борту самолета Airbus A321 в Египте.Погибли: 224 человека, в том числе 219 россиян.
  • Дата: 26 декабря 2016 года Событие: падение в Черное море самолета Ту-154 Минобороны РФ при взлете.Погибли: 92 человека, в том числе глава фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка.
  • Дата: 28 марта 2018 года Событие: пожар в торговом комплексе «Зимняя вишня» в Кемерово.Погибли: 64 человека, в том числе 41 ребенок.
Читайте также:  Наберите в рот воды! Если что-то почувствовали, то проживете дольше!

Накануне траура по погибшим в Кемерово стихийные акции памяти прошли в разных городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Чите, Хабаровске, Пензе, Воронеже, Тамбове, Красноярске, Мурманске, Краснодаре, Иркутске и других. Люди несут в память о погибших игрушки и цветы, ставят свечи.

12 июля в России – День траура по погибшим в результате катастрофы теплохода «Булгария»

Дмитрий Медведев выразил соболезнования родным и близким погибших. Участники совещания почтили память жертв катастрофы минутой молчания.

В совещании приняли участие глава МЧС Сергей Шойгу, Министр транспорта Игорь Левитин, глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова, Генеральный прокурор Юрий Чайка и Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Владислав Сурков.

* * *

Д.Медведев: Добрый день!

Вчера произошла катастрофа теплохода «Булгария» в Татарстане, погибло много наших людей. Хотел бы выразить всем близким погибших свои соболезнования. Мною принято решение объявить завтрашний день Днём национального траура. Давайте почтим память погибших. (Минута молчания.)

Начнём прежде всего со спасательной операции. Вчера мы весь день были на контакте с Сергеем Кужугетовичем [Шойгу]. Хотел бы, чтобы Вы доложили о том, какова ситуация в настоящий момент, что сделано, что можно ожидать.

С.Шойгу: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Коллеги!

По ситуации. Вчера в 13 часов 58 минут в районе населённого пункта Сюкеево затонул теплоход «Булгария», это всё известно.

Из самых последних данных. В результате данного Вами, Дмитрий Анатольевич, поручения проведён опрос практически всех свидетелей, кто находился на этом судне.

И выяснилось, что на судне находилось 208 человек, то есть в сравнении с теми данными, которые были изначально, количество со 185 человек увеличилось до 208 за счёт незарегистрированных по разным причинам пассажиров. С этим ещё следует разбираться.

По состоянию на 12 часов сегодняшнего дня, спасено 80 человек, из них девять госпитализированы, их состояние характеризуется как стабильное.

Для временного пребывания всех оперативных групп оперативного штаба организована плавбаза как на берегу, так и оперативный штаб в порту Казани.

В настоящее время работает четыре судна, 329 человек личного состава, 74 единицы техники. Используется самое современное оборудование для погружения и обнаружения тел погибших.

К сожалению, вынужден констатировать, после обследования судна найти там живых надежды практически нет.

Поисково-спасательная операция продолжается, привлечён 91 водолаз. В ближайшие четыре часа мы нарастим количество водолазов с учётом объёма работы до 150.

К этому моменту поднято на поверхность 12 тел погибших, наблюдают ещё, но сейчас пришло время применять уже оборудование для резки корпуса.

Мы провели с Министром транспорта Игорем Евгеньевичем Левитиным совещание и хотим предложить на Ваше решение, Дмитрий Анатольевич, операцию по поднятию этого судна – естественно, не останавливая все работы по поиску и поднятию тел погибших.

Судоходство на данном участке не нарушено. Как я уже сказал, продолжаем наращивать группировку.

Вместе с этим хотел бы доложить о ситуации, которая сложилась сегодня на границе Томской и Тюменской областей, это связано с жёсткой посадкой самолёта на мелководье реки Обь.

Самолёт «Ан-24» шёл по маршруту Томск – Сургут, на борту находилось 37 человек, в том числе один ребёнок (33 пассажира, четыре члена экипажа). Пострадало на этот час 35 человек, в том числе пять человек погибли, 30 – госпитализированы.

Думаю, об их состоянии Татьяна Алексеевна [Голикова] лучше расскажет. Судьба двух человек неизвестна.

Продолжаем обследовать сам корпус самолёта. Скорее всего, эти люди находятся в корпусе самолёта, который притоплен, а глубины там до двух метров. Водолазы на месте. В настоящее время задействованы три вертолёта, на месте работает оперативная группа Министерства.

Д.Медведев: Все поисковые мероприятия, естественно, должны быть доведены до конца, несмотря на то, что надежд найти кого‑либо живыми практически нет. Это нужно сделать по вполне понятным морально-этическим соображениям.

Что касается судьбы погибшего судна, я с Вами сегодня с утра это обсуждал. Я считаю правильным принять решение о подъёме этого теплохода для того, чтобы выяснить все обстоятельства его гибели. Поэтому такую операцию необходимо организовать. Поручаю это Правительству, Министерству транспорта в кооперации с МЧС и другими заинтересованными ведомствами.

Татьяна Алексеевна, там достаточно большое количество пострадавших. Насколько я понимаю, очень тяжёлых нет. Доложите о ситуации. Какая помощь им оказывается?

Т.Голикова: Дмитрий Анатольевич, коллеги! С момента, как произошла авария, мы находимся в непосредственном контакте с органами здравоохранения и органами социальной защиты Республики Татарстан. Они надлежащим образом организовали всю медицинскую и социально-психологическую помощь.

Сергей Кужугетович уже сказал, что девять человек находятся в стационарных учреждениях. У них в основном порезы, ушибы, поскольку, спасаясь, они выбивали стёкла, как могли, поэтому такой характер ранений. Пяти человекам была оказана амбулаторная помощь – они отпущены домой.

Самое главное – это социально-психологическая помощь, потому что люди, которые спаслись, и родственники находятся в тяжёлом психологическом состоянии.

Поэтому с самого начала, как я уже сказала, Министерством здравоохранения Республики Татарстан и Правительством эта помощь была организована.

Сегодня утром мы направили наших специалистов из Института Сербского во главе с руководителем для того, чтобы организовать надлежащую координацию работ, поскольку количество пострадавших и погибших достаточно серьёзное и необходима соответствующего уровня помощь.

Кроме этого, оправлены наши судебные медики, поскольку большой объём работы, к сожалению, придётся на судебно-медицинскую экспертизу. И там точно так же, как и в случае с психологами, наши федеральные учреждения будут осуществлять координацию работ.

Если потребуется, федеральные силы и средства тоже задействованы. В данный момент времени Министерством здравоохранения Республики Татарстан развёрнуто 115 резервных коек, это так делается всегда. Лекарствами и медикаментами все обеспечены.

Что касается второго случая, то у нас 25 пострадавших числится с разной степенью тяжести. Сейчас мы выясняем, оцениваем ситуацию; если потребуется, обратимся к Министерству по чрезвычайным ситуациям – если нужно будет вывозить [пострадавших] либо в федеральные учреждения, либо в ближайшие учреждения в Тюмени и Ханты-Мансийского автономного округа.

Д.Медведев: Там серьёзные повреждения?

Т.Голикова: Средние и тяжёлые.

Д.Медведев: Нужно сделать всё необходимое и по первому, и по второму случаю – естественно, в кооперации с Татарстаном в данном случае по первой катастрофе.

Я поручаю Правительству создать государственную комиссию для расследования всех обстоятельств, происшедших в Татарстане с теплоходом «Булгария». Возглавить эту комиссию должен Министр транспорта.

Игорь Евгеньевич, Вам нужно будет, соответственно, вылететь в Татарстан для того, чтобы разобраться во всех обстоятельствах; естественно, принять необходимые решения как организационные, так и экономические – опять же в согласовании с властями Республики Татарстан.

И ещё один момент. Уже сегодня понятно, что такого рода происшествия не могло произойти, если бы исполнялись правила техники безопасности и нормы технологического надзора, несмотря даже на сложные погодные условия.

Нужно досконально разобраться в том, почему это произошло, почему это случилось, почему судовладелец использовал судно в таком техническом состоянии, если подтвердится версия о том, что там были допущены нарушения. Нужно будет оценить, конечно, действия экипажа.

Это задача не только для правительственной комиссии, но и для прокуратуры и следственных органов.

И конечно, нужно провести тотальное обследование всех транспортных средств, которые занимаются перевозкой пассажиров. Очевидно, что далеко не единственное судно имеет такого рода проблемы.

Конечно, гражданские суда (теплоходы) имеют довольно длительный срок эксплуатации, это даже не самолёты, тем не менее – судя по той информации, которой мы сегодня располагаем, – состояние этого судна было ненадлежащим.

В любом случае окончательные выводы должна сделать правительственная комиссия и следственные органы.

Вчера по моему поручению следствие приступило к работе, и по моему указанию туда отправился Председатель Следственного комитета [А.Бастрыкин]. Он должен на месте разобраться с тем, что произошло, оценить все доказательства, максимально тщательно их запротоколировать и провести необходимые следственные действия.

Юрий Яковлевич [Чайка], я также хотел бы, чтобы Генеральная прокуратура в рамках полномочий Генпрокуратуры провела проверку соблюдения транспортного законодательства и этим конкретным судовладельцем, и лицами из государственных структур, которые выдавали необходимое разрешение на осуществление судовождения, плавания в этих условиях, и вообще всех, кто причастен к организации соответствующего тура, особенно с учётом того, что на этом теплоходе находилось большое количество детей.

Все результаты необходимо обобщить, но сделать это нужно не только по конкретному происшествию, не только по конкретной катастрофе, но и вообще по судам такого класса, и другого класса на самом деле.

Потому что количество старых посудин, которые плавают у нас, запредельное. И если до сих пор, что называется, проносило, это не означает, что такого не могло произойти.

Вот случилось, причём с самыми страшными последствиями.

Надо оценить эту ситуацию и заставить либо провести необходимые капитальные ремонты всех, кто имеет суда в собственности, либо вывести их из эксплуатации, если они не годятся по своим качествам для осуществления такого рода перевозок.

Эта задача по всей стране должна быть поставлена, потому что парк судов, конечно, очень старый, и он сегодня частный, государство владеет лишь очень небольшой частью этих судов, но это не означает, что государство должно уклониться от контроля.

Теперь в отношении того лётного происшествия, о котором вы мне доложили. Здесь тоже нужно провести, естественно, все необходимые обследования. Мне с утра доложили о том, что экипаж находился в состоянии очень сложной лётной ситуации.

Надо оценить действия экипажа, потому что они могут по‑разному толковаться, но в целом если экипаж действовал грамотно, то это скорее повод для того, чтобы отметить экипаж за то, что они сумели приводниться и спасли достаточно значительное число жизней.

Тем не менее я не так давно говорил в отношении состояния нашего воздушного флота. Всё, что я говорил применительно к «Ту-134», не в меньшей степени это относится к самолётам «Ан-24». С учётом того, что мы меняем парк самолётов, такие же подходы я предлагаю распространить и на «Ан-24».

И, наконец, последнее. Я вчера разговаривал с Президентом Татарстана, он немедленно вернулся из отпуска. Надеюсь, что там сейчас все решения принимаются на месте. Если что‑то потребуется – мы, конечно, примем необходимое решение и на федеральном уровне с учётом масштабов трагедии и необходимости помочь людям, которые попали в такую беду.

Дни траура в России. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 27 марта 2018 года президент РФ Владимир Путин подписал указ об объявлении общенационального траура 28 марта 2018 года в связи с гибелью людей при пожаре в Кемерове.

В результате пожара 25 марта 2018 года в торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня» погибли, по последним данным, 64 человека.

В истории современной России, начиная с 1993 года, общенациональный траур объявлялся 29 раз (с учетом траура 28 марта 2018 года).

Из них 28 раз — в связи с катастрофами, авариями, пожарами, терактами и последствиями военных действий, унесших жизни граждан РФ.

При этом трижды траур объявлялся по совокупности сразу нескольких событий, не связанных друг с другом (21 марта 1999 года; 21 марта 2007 года, 9 июля 2012 года). Один раз — в связи со смертью первого президента России Бориса Ельцина (25 апреля 2007 года).

Дни траура в СССР

В СССР траур объявлялся после смерти руководителей государства — Владимира Ленина (1924), Иосифа Сталина (1953), Леонида Брежнева (1982), Юрия Андропова (1984) и Константина Черненко (1985); в 1968 году — после гибели первого космонавта планеты Юрия Гагарина.

Читайте также:  Стоит ли делать УЗИ диагностику в 7 акушерских недель беременности?

Общенациональным днем траура было объявлено 10 декабря 1988 года в связи с землетрясением в Армении, унесшим жизни более 25 тыс. человек. В 1989 году траур был объявлен после взрыва газопровода в Башкирии, в результате чего почти полностью сгорели два пассажирских поезда, погибли 575 человек.

Объявление траура в РФ

В России нет нормативных актов, регулирующих объявление траура. Только президент страны имеет право на объявление общенационального траура своим указом. Решающую роль при этом играет количество жертв и общественный резонанс конкретного трагического события.

В этот день на всей территории России приспускаются государственные флаги РФ. Учреждениям культуры и телерадиокомпаниям предлагается отменить развлекательные мероприятия и передачи.

Хронология дней траура в РФ

7 октября 1993 года траур был объявлен в связи с попыткой вооруженного государственного переворота в России 3-4 октября, когда погибли 147 человек.

31 мая 1995 года — в связи с землетрясением в городе Нефтегорске на Сахалине 28 мая. Жертвами катаклизма стали более 2 тыс. человек.

  • 22 июня 1995 года — в связи с гибелью 129 человек в результате нападения чеченских боевиков 14 июня на Буденновск (Ставропольский край).
  • 10 августа 1996 года — после боев в Грозном (Чечня) погибли несколько сотен человек, национальный траур был объявлен по всем жертвам чеченской войны 1994-1996 годов.
  • 28 сентября 1996 года — в связи с гибелью 19 человек (в том числе 17 детей) в результате столкновения автобуса с тепловозом в Ростовской области 26 сентября.
  • 19 ноября 1996 года — в связи террористическим актом 16 ноября в Каспийске (Дагестан), когда при взрыве жилого дома погибли 68 человек.
  • 5 декабря 1997 года — в связи с гибелью 67 шахтеров в результате взрыва метана на шахте «Зыряновская» в Кемеровской области 2 декабря.
  • 17 февраля 1999 года — в связи с пожаром в здании Самарского УВД 10 февраля, в результате которого погибли 57 человек.

21 марта 1999 года — в связи со взрывом на городском рынке Владикавказа 19 марта и пожаром в психоневрологической больнице в Вологодской области 18 марта. Во Владикавказе погибли 52 человека, в Вологодской области — 21.

13 сентября 1999 года — в связи с терактами в Москве и Буйнакске (Дагестан). В результате взрыва в Москве в ночь с 8 на 9 сентября в жилом доме по ул. Гурьянова погибли 109 человек; взрыв 13 сентября в жилом доме на Каширском шоссе унес жизни 124 человек. От взрыва в Буйнакске 4 сентября погибли 64 человека.

23 августа 2000 года — в связи с потерей в Баренцевом море 12 августа атомной подводной лодки «Курск», в результате чего погибли 118 человек.

5 июля 2001 года — в результате катастрофы 4 июля пассажирского самолета Ту-154 под Иркутском погибли 145 человек.

22 августа 2002 года — в связи с катастрофой на территории Чечни военного вертолета Ми-26 19 августа. Погибли 127 человек.

28 октября 2002 года — в связи с захватом заложников в Театральном центре на Дубровке в Москве 23-26 октября, когда погибли 130 человек.

26 августа 2004 года — в результате терактов 24 августа произошли две авиакатастрофы пассажирских самолетов Ту-134 и Ту-154 в Тульской и Ростовской областях. Погибли 89 человек.

6-7 сентября 2004 года — в связи захватом 1-3 сентября террористами городской школы №1 в Беслане (Северная Осетия) и гибелью 335 человек, среди которых были 186 детей.

5 мая 2006 года — в Краснодарском крае в Черное море упал пассажирский самолет Airbus A320 армянской авиакомпании Armavia, выполнявший рейс по маршруту Ереван — Сочи 3 мая. Погибли 113 человек, среди них 26 граждан России. Этот же день был объявлен днем траура в Республике Армения.

10 июля 2006 года — в связи с катастрофой в аэропорту Иркутска 9 июля пассажирского самолета Airbus A310 авиакомпании «Сибирь». Погибли 125 человек, ранены 79.

24 августа 2006 года — в Донецкой области Украины 22 августа потерпел катастрофу самолет Ту-154 авиакомпании «Пулково», выполнявший рейс по маршруту Анапа — Санкт-Петербург. Все находившиеся на борту авиалайнера 170 человек погибли.

21 марта 2007 года — в связи с аварией на шахте «Ульяновская» в Кемеровской области, аварией пассажирского самолета Ту-134 в аэропорту Самары и пожаром в доме престарелых в Краснодарском крае, произошедших 17-20 марта. В результате катастрофы Ту-134 17 марта погибли шесть пассажиров, 28 человек были госпитализированы; взрыв на шахте 19 марта унес жизни 110 человек; при пожаре в ст. Камышеватской 20 марта погибли 63 человека.

  1. 25 апреля 2007 года — день похорон первого президента России Бориса Ельцина.
  2. 13 августа 2008 года — траур был объявлен в связи с «гуманитарной катастрофой в Южной Осетии».
  3. 7 декабря 2009 года — в связи с пожаром в ночном клубе «Хромая лошадь» в Перми, в результате которого погибли 156 человек.

12 апреля 2010 года — в связи с катастрофой 10 апреля под Смоленском самолета Ту-154М ВВС Польши. Погибли 96 человек, в том числе президент Польши Лех Качиньский и его супруга. Они направлялись на траурные мероприятия в Катынь.

12 июля 2011 года — в связи с крушением на Волге теплохода «Булгария», когда погибли 122 человека, в том числе 28 детей.

9 июля 2012 года — в связи с наводнением 6-7 июля в Краснодарском крае, а также катастрофой 7 июля российского автобуса на Украине. В результате наводнения погиб 171 человек, из них 153 человека — в Крымске. В ДТП в Черниговской обл. Украины погибли 15 россиян и 28 пострадали.

1 ноября 2015 года — в связи с терактом на борту самолета Airbus A321 компании Metrojet («Когалымавиа») в Египте 31 октября. В результате подрыва авиалайнера в воздухе погибли 224 человека, из них 219 — россияне.

26 декабря 2016 года — в связи с катастрофой самолета Ту-154 Минобороны РФ близ Сочи 25 декабря. Погибли 92 человека — экипаж лайнера, участники ансамбля песни и пляски Российской армии им. А. В. Александрова (включая начальника ансамбля Валерия Халилова), представители СМИ, а также глава фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка.

Траурные дни в России (1993-2011 гг). Справка

Общенациональный день траура объявлялся 10 декабря 1988 года в связи с землетрясением в Спитаке (Армения), унесшим жизни более 25 тысяч человек.

5 июня 1989 года был объявлен траур после взрыва газопровода в Башкирии (3 июня) во время следования двух встречных поездов Москва-Адлер и Адлер-Новороссийск. В катастрофе погибли 575 человек.

7 октября 1993 годаВ результате вооруженной попытки государственного переворота в России 3-4 октября 1993 года в столкновениях погибли, по официальной версии, 137 человек.

31 мая 1995 года28 мая произошло землетрясение на Сахалине, в городе Нефтегорске жертвами стихии стали около 600 человек.

22 июня 1995 года 14 июня в Буденновске был совершен теракт. В результате нападения чеченских боевиков на город погибло 128 человек.

10 августа 1996 годаВойна в Чечне — ноябрь 1994 — сентябрь 1996 года. Национальный траур по всем жертвам чеченской войны объявлен 10 августа 1996 года после боев в Грозном, в результате которых за четыре дня погибли несколько сотен человек.

28 сентября 1996 года26 сентября произошло столкновение автобуса с тепловозом в Ростовской области. В результате аварии погибли 19 человек, 17 из них дети. В день похорон — 28 сентября — был объявлен общенациональный траур.

19 ноября 1996 годаВзрыв жилого дома в Каспийске: последствия террористического акта унесли жизни 67 человек. Объявлен общенациональный траур.

5 декабря 1997 годаВзрыв метана в шахте «Зыряновская» 2 декабря (Новокузнецк) унес жизни 67 шахтеров.

17 февраля 1999 года10 февраля произошел пожар в здании Самарского УВД, в результате которого погибли 57 милиционеров. Национальный траур объявлен только через неделю, 17 февраля.

21 марта 1999 года Теракт на городском рынке Владикавказа 19 марта. В результате взрыва погибли 53 человека и ранено более 80 человек. В тот же день в результате пожара в психоневрологической больнице в Вологодской области погиб 21 человек.

13 сентября 1999 года4 сентября в результате теракта — взрыва жилого дома в Буйнакске погибло свыше 60 человек, общее число пострадавших — 145 человек. В ночь с 8 на 9 сентября в результате взрыва (террористический акт) девятиэтажного дома на улице Гурьянова в Москве погибло свыше 90 человек. Кроме того, от взрыва пострадало свыше 260 человек.

23 августа 2000 года 12 августа 2000 года в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка К-141 «Курск»; погиб ее экипаж — 118 человек.

5 июля 2001 годаДень траура в Российской Федерации в связи с катастрофой под Иркутском самолета Ту-154, в результате которой погибли 145 человек.

22 августа 2002 года19 августа 2002 года на территории Чеченской республики около Ханкалы потерпел катастрофу военный вертолет Ми-26. На его борту было 147 человек. Погиб 121 человек.

28 октября 2002 годаВ результате террористической акции — захвата заложников, совершенного в Москве в здании ДК на Дубровке 23-26 октября 2002 года, пострадали свыше 800 человек, погибли и скончались в больницах 128 человек.

26 августа 2004 годаВ результате авиационных катастроф, происшедших 24 августа 2004 года в Тульской и Ростовской областях, погибли в общей сложности 90 человек.

6‑7 сентября 2004 годаВ результате террористической акции в г. Беслане Республики Северная Осетия — Алания 1-3 сентября 2004 года пострадали более 700 человек, более 330 человек погибли.

5 мая 2006 годаВ ночь на 3 мая самолет авиакомпании «Армавиа», совершавший рейс Ереван-Сочи, потерпел катастрофу над Черным морем в районе Сочи.

На его борту находились 113 человек, в том числе 27 граждан России, все они погибли.10 июля 2006 года. Утром 9 июля в аэропорту Иркутска разбился аэробус А‑310, выполнявший рейс Москва-Иркутск.

На его борту находилось 203 человека. 124 человека погибли, 70 пострадали.

24 августа 2006 года22 августа в Донецкой области Украины произошла катастрофа российского самолета Ту‑154. На борту самолета находились 160 пассажиров, из них 45 — дети младше 12 лет, и 10 человек экипажа. Все погибли.

21 марта 2007 годаЗа три дня 17-20 марта погибли 175 человек. Жертвами аварии 19 марта на шахте «Ульяновская» в Кузбассе стали 107 человек. В аварии самолета Ту-134 в Самаре 17 марта погибли шесть человек, более 20 ранены. На пожаре в доме престарелых на Кубани 20 марта погибли 62 человека, 30 госпитализированы.

Читайте также:  Обезболивающие средства: что уточнить у врача?

25 апреля 2007 года23 апреля 2007 года скоропостижно скончался первый Президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин. В день похорон — 25 апреля — объявлен общенациональный траур.

13 августа 2008 года8 августа 2008 года вооруженные силы Грузии с санкции ее политического руководства незаконно вторглись на территорию Южной Осетии. Был осуществлен геноцид югоосетинского народа, практически уничтожены г. Цхинвал и другие населенные пункты, что привело к гуманитарной катастрофе в Южной Осетии.

7 декабря 2009 года День траура объявлен в связи с пожаром в Перми, унесшим жизни более 100 человек. В ночь на 5 декабря в Перми в клубе «Хромая лошадь» вспыхнул пожар, жертвами которого стали более сотни человек, еще около 50 умерли впоследствии в больницах страны. Общее число погибших достигло 156 человек.

12 апреля 2010 годаДень траура объявлен в связи с гибелью в авиакатастрофе президента Польши Леха Качиньского и других руководителей польского государства. Самолет Ту-154 польского президента разбился под Смоленском утром 10 апреля.

12 июля 2011 годаДень национального траура по погибшим в результате крушения теплохода «Булгария». Теплоход «Булгария» затонул 10 июля на Волге на Куйбышевском водохранилище. На борту находились более 200 человек, спасти удалось только 79.

В россии 12 июля объявлено днем национального траура

  • Вторник, 12 июля объявлен в России Днем национального траура по погибшим в результате крушения теплохода «Булгария».
  • «Мною принято решение объявить завтрашний день Днем национального траура», — сообщил в понедельник, 11 июня, президент РФ Дмитрий Медведев на совещании в связи с произошедшей на Волге трагедией, передает «Интерфакс».
  • По последним данным, на борту потерпевшего крушение теплохода «Булгария» находилось 208 человек, сообщил глава МЧС Сергей Шойгу.

«Проведен опрос всех свидетелей, находившихся на судне. Мы выяснили, что на судне находилось 208 человек», — сказал Шойгу на совещании у президента.

Он пояснил, что первоначальное число лиц, находившихся на борту судна, увеличилось «за счет 25 незарегистрированных пассажиров».

«Как они туда попали, еще предстоит разбираться», — сказал министр.

Тем временем, представитель Приволжской транспортной прокуратуры заявил, что туристический круиз по Волге, во время которого потерпел кораблекрушение теплоход осуществлялся незаконно: у перевозчика не было лицензии на перевозку пассажиров, заявил «Туркруиз осуществлялся незаконно. На момент проверки установлено, что лицензия не оформлена и не выдавалась соискателям», — сказал он в Казани в понедельник в ходе заседания оперативного штаба по чрезвычайной ситуации.

«Были допущены серьезные нарушения при эксплуатации данного плавсредства. Количество пассажиров было превышено фактически на 50 человек. Судно вышло в свой последний рейс с неработающим левым двигателем.

Старший помощник капитана это подтвердил. Было перекачено топливо на правый борт, и крен судна составлял около четырех градусов.

Также на правом борту находилась техническая вода, была нарушена центровка», — добавил представитель прокуратуры.

Собеседники ER.RU предполагают, что одной из  причин катастрофы могла стать неправильная эксплуатация судна, в частности — перегруз.

Трагедия, произошедшая Тс теплоходом «Булгария», говорит об особой актуальности пока не принятого законопроекта об обязательном страховании на транспорте. Об этом сообщил в понедельник, 11 июля, депутат Госдумы РФ («Единая Россия») Юрий Исаев.

Если бы законопроект «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам» был принят, пострадавшие при крушении теплохода смогли бы получить компенсации, пояснил Исаев.

Этот документ, который прошел в Госдуме первое чтение, устанавливает обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам при перевозке на всех видах транспорта, для которых действует соответствующий транспортный устав или кодекс.

Сейчас «обязательное страхование ответственности перевозчика перед пассажирами предусмотрено только при перевозке воздушным транспортом, — продолжил замглавы комитета.

— Получается, что, пострадавшие в других авариях, не могут получить соразмерного и гарантированного возмещения вреда».

«Выплачиваемые страховые выплаты, как правило, не способны на должном уровне возместить причиненный вред», — признал он.

В настоящее время, уже получены предложения от ассоциаций перевозчиков, Всероссийского союза страховщиков, ФАС и других заинтересованных лиц. «Комитет должен проанализировать все поступившие поправки и подготовить текст ко второму чтению к началу осени, — отметил парламентарий.

— К сожалению, необходимо время, чтобы принять серьезный закон, который бы заставил перевозчиков более ответственно относится к жизни и здоровью пассажира».

«Очевидно, что такие ситуации, как случай с затоплением теплохода на Волге, в очередной раз говорят о том, что такой законопроект крайне необходим», — заключил депутат.

Добавим, что инициативой предусмотрен размер компенсации: за причинение вреда жизни — не менее 2 млн 25 тыс рублей, за причинение вреда здоровью — не менее 2 млн рублей, за причинение вреда имуществу — не менее 23 тыс рублей. Установлен и предельный срок выплаты страхового возмещения — 30 дней.

Кроме того, оговорена возможность предварительной выплаты части страховой суммы в размере 100 тысяч рублей в случае гибели или тяжкого вреда здоровью.

В РФ нужно рассмотреть возможность запрета устаревших объектов транспортной системы, считает председатель комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев. Как сообщает ER.RU, комментируя в понедельник, 11 июля, комментируя кораблекрушение теплохода «Булгария» , Шишкарев отметил:

«Наш комитет неоднократно обращал внимание министерства транспорта на то, что федеральный закон «О транспортной безопасности» в основном содержит нормы общего характера. Нужно вносить изменения в сам закон, кроме того, требуется разработка и принятие ряда сопутствующих подзаконных нормативных актов, технических регламентов.

 «В базовом законе должны быть прописаны требования, касающиеся не только защищенности транспортных средств, транспортных объектов от несанкционированного вмешательства, но и безопасная эксплуатация транспортных средств, требования к их технологической безопасности.

Нужно также усиливать контроль и ответственность собственников транспортных объектов за использование неисправной техники. Авиационная катастрофа в Карелии, вчерашняя трагедия на Волге, сегодняшняя авария Ан-24 — системные явления.

Изношенные самолеты, теплоходы, их эксплуатация приводит к трагическим последствиям.

Государство должно не только усовершенствовать законодательство, но и рассмотреть возможность запрета использования устаревших объектов транспортной системы».

Свою оценку возможных причин трагедии ER.RUдал член комитета Госдумы по транспорту, бывший председатель Совета директоров ОАО «Волго-Донское пароходство» Федор Швалев.

«Мы в пароходстве эксплуатировали данный вид судов. При правильной эксплуатации это нормальный теплоход. При неправильной – он как атомная бомба», — отметил он.

По мнению депутата, наиболее вероятной причиной крушения стал большой перегруз. «Большой перегруз судна (30% — это очень много для речных судов) означает, что его осадка была выше положенного, — пояснил он.

— Значит, расстояние до иллюминаторов было критическим. Возможно, когда он на повороте получил дополнительный крен (наверняка несколько десятков этих иллюминаторов были открыты) он иллюминаторами захватил воду, и вода хлынула в трюм.

На мой взгляд, это наиболее вероятная версия случившегося».

«Старый или новый пароход — здесь большой роли не играет, — уточнил Швалев. — И новый пароход может точно также утонуть при неправильной эксплуатации».

По его мнению, главная проблема заключается в непрофессиональном подходе к эксплуатации судна. «Я посмотрел на сайте заключение директора этой фирмы, который выражается такими терминами, которых на флоте вообще нет, — отметил он.

— На флоте должны всеми процессами управлять профессионалы, должны действовать все необходимые меры безопасности, должна быть служба безопасности. В пароходствах это есть, а в мелких компаниях это, как правило, считают ненужным».

К управлению судоходными компаниями, и это  нужно четко прописать в законе, должны допускаться только люди с определенным профессиональным статусом, считает Швалев: «Во всем мире, чтобы стать директором или исполняющим директором судоходной компании, человек должен проходить специальное обучение. Не может директор автомобильного завода или хлебопекарни стать директором судоходной компании. Допускаться к управлению такими предприятиями должны люди, которые имеют определенный профессиональный статус. Это нужно на законодательном уровне уточнять».

Кроме того, нужно ужесточать страховые требования к этим компаниям, отметил он: «Было принято решение, что такие суда должны обязательно страховаться и страховая компания должна это судно проверять, смотреть, как его эксплуатируют. Надо проверить, как работает эта система страхования, усилить страховую составляющую для таких компаний, чтобы они повышали безопасность под угрозой выплаты больших денег, если моральная сторона их не волнует».

На законодательном уровне также нужно строго определить, наличие каких систем, каких специалистов должно быть обязательным для всех компаний, чтобы обеспечить безопасность пассажиров в полной мере.

Запрет к эксплуатации судов старой постройки не сможет полностью обезопасить граждан от катастроф на воде. В России необходимо развивать собственную судостроительную индустрию, отметил известный телеведущий Владимир Соловьев.

« Есть простые варианты ответов на вопрос – кто виноват.  Как всегда скажут, что виноват владелец судна, виноваты выпускающие, проверяющие. Если это будет правдой, то недостаточной. Как всегда, сработал русский авось и люди не знали, где находятся спасательные средства и достаточно ли их на борту, — сказал Соловьев.

«Как всегда корабль, построенный в «дремучем» году еще в социалистических странах был признан годным к эксплуатации. Хотя ясно, что ни при каких обстоятельствах он годным быть не мог, — считает он.

— Так давайте теперь запретим эти корабли, давайте запретим самолеты, которые совсем старые и часто падают. Но на чем тогда мы будем летать и плавать? Страшная правда состоит в том, что в 1990-е годы был сделан выбор на деиндустриализацию страны.

В России множество олигархов, очень богатых людей, но чем они прославились? Какие новые технологии они привезли в страну? Какие гигантские комбинаты заработали благодаря им? Давайте уже смотреть правде в глаза – у нас нет собственной судостроительной и авиационной индустрии, которая способна покрыть требования нашего рынка. Мы сейчас «доживаем» советское прошлое. А это может привести к новым гигантским техногенным катастрофам.

Напомним, теплоход «Булгария», следовавший по маршруту «Болгары-Казань», затонул в 13:58 10 июля на реке Волга возле населенного пункта Сюкеево Камско-Устьинского района Татарстана. Судно потерпело крушение во время грозы и сильного дождя. Теплоход, по словам спасенных пассажиров, затонул за считанные минуты.

Затонувший теплоход принадлежал пермской компании «Камское речное пароходство». Весной этого года судно было сдано в аренду казанской компании «Аргоречтур».

Теплоход «Булгария» был построен в 1955 году в Чехословакии. Сообщается, что судно не проходило капитального ремонта.

Согласно сообщению Минтранса РФ, техническое состояние теплохода по всем параметрам было признано годным, По информации Российского речного регистра, очередное освидетельствование судна было проведено 15 июня этого года.

«В период и с 2007 по 2011 год значительных замечаний по техническому состоянию не было», – говорится в сообщении.

«По предварительной разведке, произведенной водолазами республики Татарстан, в затонувшем теплоходе приблизительно находится 110 погибших тел, из них 30 детей», — говорится в сообщении.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector