Государство заботится о своих гражданах, разрабатывая ряд правовых норм, позволяющих регулировать работу социальной сферы. В России защиту детям, инвалидам, пенсионерам и лицам, нуждающимся в помощи, обеспечивает соответствующий федеральный закон.
Основные положения 442 Закона о социальном обслуживании
ФЗ № 195 «Об основах социального обслуживания населения в РФ» прекратил свое действие в 2013 году, когда в Государственной думе был одобрен ФЗ 442. Вступил он в силу с 01.01.2015.
Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
Понятия, используемые в законе
- услуга — это конкретное действие, представляющее собой регулярную, периодическую или разовую помощь;
- обслуживание граждан — это определенные действия или деятельность, направленные на предоставление услуг нуждающимся в помощи людям;
- получатель услуг — это конкретное лицо, которое признали нуждающимся в социальном обслуживании, а затем оказали необходимую помощь;
- поставщик услуг — это частный предприниматель или юридическое лицо, совершающий действие, направленное на улучшение условий жизни человека;
- стандарт услуги — это определенные требования к качеству, объему и периодичности принятых мер, оказанных в рамках установленных правил;
- профилактика обстоятельств, регулирующих степень нуждаемости в социальном обслуживании — это определенный алгоритм действий, направленный на выяснение причин ухудшения жизни лица Российской Федерации.
Суть
Согласно закону 442 об основах социального обслуживания к оказанию помощи человеку привлекаются коммерческие и некоммерческие организации. В качестве поощрения государство обеспечивает им финансовую поддержку, снижает налоговые ставки.
В ФЗ о социальном обслуживании в Российской Федерации помощь получают следующие лица: инвалиды и пожилые люди, граждане, не достигшие совершеннолетия, а также те, чей доход не превышает установленный порог.
В законе 442 об основах социального обслуживания человека были внесены изменения алгоритма оказания помощи детям-сиротам. Полномочия были переданы в органы соцзащиты.
Чтобы контролировать и отслеживать действия организаций, оказывающих поддержку в социальной сфере, обязательно проведение независимой оценки качества проделанной работы, создание единого реестра по поставщикам и получателям помощи.
Принципы предоставления населению требуемых услуг
ФЗ 442 о социальном обслуживании осуществляет поддержку населения, основываясь на следующих принципах:
- гуманность;
- конфиденциальность, невмешательство в частную жизнь;
- уважение прав, чести и достоинства человека;
- формирование базы поставщиков, способных оказывать необходимую деятельность;
- создание условий для гражданина, приближенных к привычной и благоприятной среде проживания;
- доступность пособий и льгот для населения.
Читать так же: Как оформить пристройку к дому
В Российской Федерации по статье 19 442-ФЗ услуга может оказывать в стационарной либо полустационарной форме. Первый случай предусматривает проведение независимой оценки качества жизни гражданина по месту жительства и определение объема помощи. Полустационарный способ подразумевает получение услуги человеком в учреждении.
Виды социальных услуг
В ФЗ 442 виды оказываемой помощи описаны в статье 20:
- социально-бытовые: поддержание поставщиком жизнедеятельность граждан в быту;
- социально-медицинские: помощь направлена на сохранение здоровья человека, организацию ухода за ним и контроль за получением услуг путем периодического медицинского осмотра лица с заключением о его состоянии врачебной комиссией;
- социально-психологические: получателю, в рамках полномочий органов исполнительной власти, оказывается услуга по коррекции психического состояния, сохраняя анонимность (использование телефона доверия);
- социально-педагогические: деятельность направлена на профилактику формирования у получателя отклонений в поведении путем организации их досуга;
- социально-трудовые: содействие при устройстве на работу, оказание поставщиком услуг, способствующих скорейшей адаптации человека на рабочем месте;
- социально-правовые: защита интересов людей, которым требуется юридические услуги;
- помощь, направленная на повышение коммуникативного уровня у лиц с ограничением жизнедеятельности, в том числе детям-инвалидам.
Текст документа
Всего в 442-ФЗ об основах социального обслуживания 10 глав и 37 статей, регулирующих юридическую и правовую сферу условий получения и оказания услуг.
- Любая государственная поддержка предоставляется после заключения договора между поставщиком и лицом, либо его представителем в рамках полномочий организации.
- В 442-ФЗ гражданин признается нуждающимся во льготах в случаях, если он полностью или частично утратил способность к самообслуживанию, содержит на обеспечении инвалида, ребенка под опекой.
- Возможно получение помощи лицам, пострадавшим от внутрисемейного конфликта, связанного с наркотическими средствами, азартными играми, либо страдающего от насилия.
Для человека разрабатывается индивидуальная программа в двух экземплярах, где прописаны объем, условия и сроки оказания услуг.
В ФЗ 442 о социальном обслуживании согласно статье 31 бесплатная помощь предоставляется несовершеннолетним лицам, а также гражданам, пострадавшим в результате межнациональных конфликтов и чрезвычайных ситуаций.
Деньги на организацию мероприятий по улучшению жизнедеятельности человека собираются с благотворительных мероприятий, выделяются с государственного бюджета, и иных источников, не запрещенных законом.
После заключения договора и составления индивидуальной программы поставщик обязан выполнить все пункты соглашения. Контроль за его деятельностью в социальной сфере осуществляется соответствующими государственными и региональными организациями.
Права и обязанности получателей социальных услуг по ФЗ 442
Согласно договору, они должны предоставить необходимые документы и сведения для получения льгот. Обязуются они и своевременно передавать соответствующим органам информацию об изменении обстоятельств, придерживаться условий, прописанных в соглашении. При платном оказании помощи, на человеке лежит ответственность за ее своевременную оплату.
Читать так же: Налог на ягоды и грибы в России
Права граждан:
- получение информации о видах социальной помощи, условиях и сроках ее оказания, свои обязанности и права;
- самостоятельный выбор сервиса, а также отказ от него;
- участие в создании программ, направленных на улучшение жизнедеятельности человека;
- посещение учреждений поставщиков услуг, а также консультация с юристами и нотариусами, адвокатами общественных или негосударственных организаций.
Человек имеет право на осуществление контроля за получаемой услугой и уважительное отношение к себе.
Последние изменения
Согласно поправкам в 442 законе о социальном обслуживании, принятым органами государственной власти, учреждения, оказывающие помощь, не занимаются проверкой людей. Данная функция возложена на специальную комиссию экспертов.
Оценка качества проведенных мероприятий, согласно поправкам статьи 7 в 442 законе РФ возлагается на организации по предоставлению помощи, в которых создаются определенные условия.
Изменения в статье 13: уточнены показатели оценки качества проведенных мероприятий поставщиками. Независимо от органа, с которым заключен договор, он обязан предоставить возможность лицам во Всемирной паутине оставлять письменный отзыв или комментарий для повышения сервиса.
Согласно изменениям в статье 15 федерального закона 442 об основах социального обслуживания, для признания лица недееспособным, необходимо придерживаться следующих критериев:
- получатель не способен самостоятельно передвигаться и обеспечивать свои потребности;
- гражданин является инвалидом.
В статье 21 ФЗ об основах социального обслуживания граждан при необходимости оказания помощи в срочном порядке организация обязана обеспечить нуждающееся лицо продуктами, одеждой, обувью и иными средствами.
Критика закона
- Общественность выразила мнение, согласно которому внесенные в статьи закона поправки соответствуют ювенильной юстиции Запада, позволяющей забирать детей у родителей, аргументируя свое решение нуждаемостью в государственной поддержке.
- После просмотра 442 федерального закона о социальном обслуживании, протоиерей Дмитрий Смирнов, представитель церкви, не нашел статей, нарушающих семейную неприкосновенность.
- Привлечение к деятельности в социальной сфере коммерческих организаций было принято, как начало процесса уничтожения государственной власти.
Заключение
442-ФЗ о социальном обслуживании населения — это разработанная и принятая в 2015 году реформа, позволяющая регулировать процесс государственной поддержки определенной категории лиц. Статьи закона контролируют правовую деятельность организаций, права и обязанности получателей услуг, условия и объем их предоставления.
Лкцсон — изучаем новый закон об основах социального обслуживания фз-442
|
ДЛЯ ПОСТАВЩИКОВ И ПОЛУЧАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ, ПОДГОТОВЛЕННЫЙ В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 28 ДЕКАБРЯ 2013 Г. N 442-ФЗ «ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
НОВЫЙ ЗАКОН – В ПОДДЕРЖКУ РОССИЯНАМ.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФЗ ОТ 28.12.2013г № 442-ФЗ» ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
- ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОСТАВЩИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
- ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ , ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
- ПАМЯТКА СОЦИАЛЬНЫМ РАБОТНИКАМ
- СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФЗ 442 И ФЗ 195, ФЗ 122
Схема предоставления социальных услуг получателям социальных услуг
- $IMAGE4$ Социальное обслуживание населения: что изменится?
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Данный закон принят взамен двух законодательных актов – Федеральных законов от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
Основные преимущества нового закона:
— возможность выбора поставщика социальных услуг (это могут быть и государственные учреждения социального обслуживания населения, и другие социально ориентированные организации различных форм собственности);
— широкая информационная открытость поставщиков социальных услуг;
— определение обстоятельств, при которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании;
— закрепление принципа осуществления социального обслуживания исходя из индивидуальной нуждаемости гражданина в социальных услугах;
— введение социального сопровождения граждан при предоставлении социальных услуг (содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, основанное на межведомственном взаимодействии структур и организаций);
— введение государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, расширение понятия общественного контроля.
Законом предусмотрены переходные положения, в соответствии с которыми перечень социальных услуг не может быть сокращен по сравнению с перечнем, действовавшем до вступления в силу закона, а условия их предоставления не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года.
Цель нового закона
Развитие системы социального обслуживания граждан в нашей стране, повышение его уровня, качества и эффективности.
Основные принципы социального обслуживания
- соблюдение прав человека и уважение достоинства личности, гуманный характер, не допустимость унижения чести и достоинства человека;
- равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;
- адресность предоставления социальных услуг;
- добровольность;
- конфиденциальность;
- приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг;
- достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании;
- достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;
- сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде.
Кто может рассчитывать на социальную помощь от государства
Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:
- полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
- наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
- наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
- отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
- наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
- отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- отсутствие работы и средств к существованию;
- наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта РФ признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.
Виды социальных услуг
- социально-бытовые (направлены на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту);
- социально-медицинские (направлены на поддержание и сохранение здоровья получателей услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья);
- социально-психологические (предусматривают оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия);
- социально-педагогические (направлены на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей);
- социально-трудовые (направлены на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией);
- социально-правовые (направлены на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг);
- в целях повышения коммуникативного потенциала получателей (услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов);
- срочные социальные услуги (обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов; обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; содействие в получении временного жилого помещения; содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг; содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей; иные услуги);
- социальное сопровождение (содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия).
Права получателей социальных услуг
- уважительное и гуманное отношение;
- получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах и стоимости, о возможности получения услуг бесплатно, о поставщиках услуг;
- выбор поставщика или поставщиков услуг;
- отказ от предоставления услуг;
- защиту своих прав и законных интересов;
- участие в составлении индивидуальных программ;
- обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих сантребованиям, и надлежащий уход;
- свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;
- социальное сопровождение.
Обязанности поставщиков социальных услуг
- осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством предоставлять услуги получателям в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров;
- предоставлять бесплатно в доступной форме получателям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости либо о возможности получать их бесплатно;
- использовать информацию о получателях услуг в соответствии с требованиями о защите персональных данных;
- предоставлять уполномоченному органу субъекта РФ информацию для формирования регистра получателей ;
- осуществлять социальное сопровождение;
- обеспечивать получателям социальных услуг содействие в прохождении медико-социальной экспертизы;
- предоставлять получателям услуг возможность пользоваться услугами связи, «Интернет» и услугами почтовой связи при получении услуг;
- выделять супругам, проживающим в организации социального обслуживания, изолированное жилое помещение для совместного проживания
- обеспечивать получателям услуг возможность свободного посещения их законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;
- обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей получателей услуг
Что такое индивидуальная программа
Документ, в котором указаны:
- форма социального обслуживания;
- вид обслуживания;
- объем;
- периодичность;
- условия;
- сроки предоставления социальных услуг;
- перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг
- мероприятия по социальному сопровождению;
- составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах,
- пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года;
- пересмотр ИП осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы;
- ИП для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика услуг — обязательный характер
- составляется в двух экземплярах. Экземпляр ИП, подписанный уполномоченным органом субъекта РФ, передается гражданину в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления;
- в случае изменения места жительства получателя ИП, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие в по новому месту жительства, до составления ИП по новому месту жительства.
Договор о предоставлении социальных услуг
- составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах;
- пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года;
- пересмотр ИП осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы;
- ИП для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика услуг — обязательный характер
- составляется в двух экземплярах. Экземпляр ИП, подписанный уполномоченным органом субъекта РФ, передается гражданину в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления;
- в случае изменения места жительства получателя ИП, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие в по новому месту жительства, до составления ИП по новому месту жительства.
Плата за социальные услуги
Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания предоставляются бесплатно:
- несовершеннолетним детям;
- лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов
- Инвалидам и участникам ВОВ (в Ставропольском крае).
Поставщики социальных услуг не вправе
- ограничивать права, свободы и законные интересы получателей социальных услуг, в том числе при использовании лекарственных препаратов для медицинского применения
- применять физическое или психологическое насилие в отношении получателей социальных услуг, допускать их оскорбление, грубое обращение с ними;
- помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации соц. обслуживания, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот.
Замминистра Алексей Вовченко в эфире программы «Персона Грата» «Радио России» рассказал о законопроекте «Об основах социального обслуживания населения в России»
Трудно найти человека, который хотя бы раз в жизни не оказывался в сложной ситуации; наверное, даже крупные бизнесмены (страшно сказать: олигархи!), которым многие завидуют и думают, что те катаются как сыр в масле, — даже они попадают в такие ситуации. Другое дело, — они умеют эти сюжеты повернуть себе во благо, что дано не каждому. Но мы сегодня не об олигархах, мы — о людях, которым нужна поддержка государства, в конституции которого записано, что государство это — социальное.
Заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации Алексей Витальевич Вовченко — желанная персона в студии «Радио России»…
— Правительство собирается внести в Госдуму новый закон «Об основах социального обслуживания населения в России». В чем недостатки нынешней модели организации социального обслуживания населения, и что даст населению новый закон?
Алексей Вовченко: Дело в том, что нынешнюю ситуацию регулируют сразу два федеральных закона, которые были приняты еще в 95-м году.
К счастью, жизнь не стоит на месте, появляются новые виды социальных услуг, новые формы социального обслуживания, ну, и новые реалии в жизни.
И все это мы попытались обобщить и прописать именно в новом законопроекте, который объединил бы два старых и, соответственно, поставил бы новые директории для работы социальных служб.
— А как работает нынешняя модель, и в чем ее недостатки?
Алексей Вовченко: Складывается довольно консервативное, традиционное представление о социальном обслуживании: это либо интернат для престарелых, либо психоневрологический интернат, либо обслуживание соцработником на дому, то есть оказание элементарных бытовых услуг пожилому человеку. Мы бы хотели расширить спектр этих услуг. В первую очередь, закон дополнен принципами, которых не было в обоих старых законах: это принцип социального сопровождения, принцип основополагающей профилактики попадания в трудную жизненную ситуацию, и еще один принцип — индивидуальный подход.
— Давайте начнем с профилактики. Мне не очень нравится это словечко, но тем не менее: как можно профилактировать сложную жизненную ситуацию?
Алексей Вовоченко: На наш взгляд, это действительно возможно. Мы расписываем основные мероприятия, которые социальные службы должны будут выполнять по части профилактики.
Подчеркну сразу: не нужно думать, что закон касается исключительно престарелых или тех людей, кто не может обслуживать себя самостоятельно. Закон и социальное обслуживание также касается семей и семей с детьми, либо одиноких граждан.
И вот для этих категорий граждан, думается, профилактика должна иметь приоритетное значение. То есть это выявление семей либо детей, которые находятся на пути попадания в трудную жизненную ситуацию…
Законопроект «Об основах социального обслуживания»: эксперты считают – не надо торопиться | Милосердие.ru
Госдума приняла в первом чтении законопроект «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
Нововведения, как объясняют в «Единой России», презентовавшей законопроект, следующие: это и индивидуальный подход к оказанию социальных услуг, и профилактика трудных жизненных ситуаций, и социальное сопровождение граждан, оказавшихся в этой самой трудной ситуации.
«Законопроект “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” – безусловно, фундаментальный документ, имеющий огромное значение для миллионов людей.
Не все об этом задумываются, но услугами по социальному обслуживанию может пользоваться практически каждый четвертый россиянин. Это и семьи с детьми, и инвалиды, и пожилые люди, и многие другие категории.
Всего – 34 миллиона человек», — объясняет на официальном сайте «Единой России» депутат-единоросс Дмитрий Саблин.
С чего вдруг решили внести этот законопроект? Саблин объясняет, что для всех уже очевидно — в данном секторе назрели изменения, нынешняя же модель оказания соцуслуг в нашей стране базируется на законах, принятых еще в 1995 году. И главная проблема сегодняшнего дня — качество услуг не удовлетворяет их получателей. Так, на одну из самых жизненно важных услуг — социальное обслуживание пожилых людей на дому – существуют огромные очереди.
Одно из решений проблемы, считают разработчики, благодаря законопроекту гражданам теперь смогут оказывать соцуслуги не только госучреждения, но и представители негосударственного сектора — некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели, добровольцы, благотворители. Ну, а граждане сами будут выбирать удобные им учреждения или людей (и получать компенсации расходов на предоставление им соцуслуг). Одновременно, уверены в «Единой России», возникнет конкуренция, «стимулирующая повышение качества обслуживания».
Ну, и, наконец, разработчики заверяют, что законопроект даст людям «возможность четко понимать, а значит и отстаивать свои права». Документ вводит ранее не существовавшее понятие «стандарт социальной услуги». Наличие таких стандартов, уверены в «Единой России», позволит контролировать качество работы соответствующих структур.
Мнения депутатов Госдумы
Позволит, не позволит. Отношение людей, имеющих на попечении стариков, нуждающихся в уходе, к этому законопроекту спорное. Взять хотя бы вопрос об определении индивидуальной нуждаемости в соцуслугах. Отныне ведь будет учитываться семейное положение и наличие родственников у нуждающегося.
Если родственники есть – иметь право на соцуслуги гражданин не будет. Как, собственно, и сейчас не имеет. Но вот не прописано в новом законе, как быть с теми нуждающимися, у которых родственники есть, но помощи им не оказывают.
Будут ли социальные службы учитывать этот момент, будут ли проверять, а заботится ли родня о старике или старухе?
Этот вопрос я адресовала депутату Дмитрию Саблину. Но он, как мне сказали, его помощники, в командировке. Предложили отправить все интересующие меня вопросы по почте. Отправила, ответов так и не дождалась.
Не все поддержали законопроект, некоторые депутаты намереваются внести свои поправки ко второму чтению. Как объяснил депутат от «Справедливой России», председатель Всероссийского общества инвалидов Александр Ломакин-Румянцев, причин, по которой партия не поддержала законопроект несколько.
В том числе и та, о которой говорилось выше – законом не прописано, что будет с теми категориями нуждающихся, у кого родственники есть лишь формально, но помощи от них не допросишься.
Эсеры требуют исключить этот самый пункт, согласно которому законопроектом предлагается учитывать семейное положение гражданина, наличие или отсутствие у него родственников. Депутаты этой партии против того, чтобы регионы самостоятельно определяли перечень социальных услуг, как это предусматривает законопроект.
В противном случае, говорит Александр Ломакин-Румянцев, «такой формальный подход может привести к тому, что большое количество граждан, брошенных своими родственниками, останется без так необходимой им социальной помощи».
Кроме прочего, «Справедливая Россия», как и Всероссийское общество инвалидов, опасаются того, что социальные услуги с принятием закона будут «переведены на коммерческие рельсы»: законопроектом устанавливается порог для предоставления бесплатных услуг, причем таким образом, что практически никто из пенсионеров или инвалидов не будет получать бесплатные услуги.
«В различных вариантах законопроекта указывалась разная величина среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг за плату, а во внесенном варианте в части размера оплаты осталась неопределенная формулировка, из которой ясно только то, что инвалиды, даже полностью утратившие способность к самообслуживанию, будут получать социальное обслуживание за плату, да и то, если с ними не проживают родственники», — замечает Александр Ломакин-Румянцев. По его словам, на этапе обсуждения законопроекта он и его коллеги предлагали несколько принципиальных изменений. Они предлагали, чтобы предельная величина среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг за плату была обязательно указана на уровне полутора-двух установленных в регионе прожиточных минимумов. «Если этого не сделать, то в связи с тем, что все пенсионеры получают социальные доплаты, они практически будут лишены возможности получать бесплатные услуги по социальному обслуживанию».
Ко второму чтению законопроекта в Госдуме свои поправки к нему намерены внести не только эсеры, но и комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов. Зампред этого комитета Галина Карелова заявила журналистам, что «законопроект нуждается в серьезной доработке».
По ее словам, прежде всего, это касается норм о разграничении полномочий в сфере соцобслуживания между федеральными и региональными органами власти.
Комитет будет настаивать на передаче полномочий по утверждению стандарта соцуслуг на федеральный уровень и предлагать поправку о введении перечня основных организаций соцобслуживания, которые должны быть созданы во всех субъектах РФ.
В такой перечень необходимо включить организации стационарного социального обслуживания для инвалидов, пожилых людей, а также детей, оставшихся без попечения родителей». Кроме того, в комитете по труду, социальной политике и делам ветеранов считают, что при доработке законопроекта должны быть установлены единые подходы, «при которых граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, смогут получать услуги по социальному обслуживанию бесплатно».
Говорят люди и специалисты
Первая мысль, которая пришла мне в голову при прочтении законопроекта – дать прочитать его одной знакомой учительнице с 20-летним стажем. Она хоть и пенсионерка, но работать продолжает. Потому что одной приходится ухаживать за престарелой лежачей матерью.
«Могу уже не работать, но жить придется на 10 тысяч», — объясняет мне она. Прочитав текст законопроекта, Марина приходит к тому же выводу, что эсеры и комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов: «Главное, на что нацелен закон.
На мой взгляд, это перевод соцуслуг на платную основу. Теперь только не имеющие пенсии или получающие самую маленькую пенсию смогут пользоваться бесплатно помощью соцучреждений. Всем остальным придется платить или…пытаться выжить. Это про одиноких.
Если же у инвалида есть родственники (хоть в другом городе), бесплатно он помощи не получит».
«Новые заплаты на ветхие одежды – такое впечатление вызывает это все, — делится своим мнением с “Милосердием.Ru” специалист по работе с детьми-инвалидами Леонид Моглиевский, сотрудник Православного Центра «Живоносный Источник», также стоявший у истоков создания дома-интерната № 8 для детей, страдающих синдромом Дауна. — Ощущение, что просто пытаются заштопать старое.
А надо выстраивать систему, понимаете. Да, у нас сейчас есть соцработники, но их штат нужно расширять, нужно вкладывать средства. А для детей-инвалидов нужна система, которая, к примеру, помимо всего прочего будет предусматривать большое количество центров и тут, и там. Центров, в которые даже домашние дети смогут приезжать, или сотрудники сами смогут выезжать к ним домой.
К сожалению, закон и раньше не охватывал того, что нужно человеку. А между тем, законодатели должны знать, какие специалисты нужнее, какие средства нужнее. Но получается, авторы таких законов нравственно далеки от проблемы. А иногда – и профессионально. Итог: средства распыляются не на то, на что нужно».
Александр Гезалов — эксперт по детям-сиротам Общественной палаты и председатель Карельской региональной общественно-молодежной организации «Равновесие» — является самым что ни на есть социальным работником. Спрашиваю его, чтобы он в первую очередь порекомендовал законодателям для эффективности социального обслуживания сирот и нуждающихся:
— Нужны специалисты. Ведь у нас на самом деле нет такой специальности как социальный работник, есть только специалист по социальной работе, каковым я и являюсь. А вот исполнителя как такового нет. И что получается? Получается, у людей трудная жизненная ситуация, но исполнителя, который мог бы их проблему урегулировать, подключить ресурсы, нету.
Плюс — в российской практике нет опыта делегирования полномочий, взаимоконтактов, взаиморесурсов, аутсорсинга. А это просто необходимо. Вот мы сейчас в рабочей группе Екатерины Лаховой сидим над разработкой стандартов «надомный специалист», «специалист по семье», «специалист по детству».
Почему сидим? Потому что у нас нет этих специалистов! И главный вопрос — кто исполнять-то все будет из того, что прописано в законопроекте?
У нас все происходит пока лишь на уровне выделения субсидий. Человеку же нужны другие социальные услуги.
А кто их может оказать на дому, либо в интернате? Получается, нужен специалист, представляющий собой «ходячий офис», способный производить мерчандайзинг – оценивать капитал семьи, ее социальные запросы, проблемы — и потом выходить на определенный алгоритм решения проблемы.
А как он решит проблему, если у него нет инструмента, возможностей? К тому же — еще не менее важный момент — у нас нет культуры принятия помощи и культуры обращения граждан за этой помощью. Люди просто не знают, КАК обращаться за помощью, КТО может помочь.
Так что вопрос к закону больше чем ответов.
Поэтому я считаю, при принятии законопроекта все-таки надо не спешить, а проработать все риски. Он сыроват. Да, законодателям хочется преодолеть трудности и проблемы посредством принятия нормативного акта, но совершенно не проведен мониторинг рисков. А они очень большие. Не надо торопиться.
Федеральный закон РФ от 28 декабря 2013 года №442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" | Министерство труда и социальной защиты Республики Крым | Официальный портал
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон).
Закон направлен на развитие системы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, повышение его уровня, качества и эффективности.
Действие Закона распространяется на граждан Российской Федерации, на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, беженцев.
Социальное обслуживание основывается на заявительном принципе. Предоставление социальных услуг и отказ от них возможны только с учетом волеизъявления получателя.
О предоставлении социальных услуг гражданин (его законный представитель) может обращаться непосредственно сам или по его просьбе иные граждане, государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения непосредственно к поставщику социальных услуг с письменным либо электронным заявлением о предоставлении социального обслуживания.
Установлены обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании.
К числу таких обстоятельств относятся, в частности, полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности; наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе; наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации; отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними; наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье; отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; отсутствие работы и средств к существованию. Иные обстоятельства, наличие которых может быть признано ухудшающим или способным ухудшить условия жизнедеятельности граждан, устанавливаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Закон предполагает индивидуальный подход к установлению получателям необходимых им социальных услуг исходя из потребности гражданина в социальных услугах.
С учетом оснований, по которым гражданин был признан нуждающимся в социальном обслуживании, определяется индивидуальная потребность в социальных услугах и составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг.
В случае изменения места жительства получателя социальных услуг индивидуальная программа, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие в объеме перечня социальных услуг по новому месту жительства, до составления индивидуальной программы по новому месту жительства.
Социальные услуги предоставляются на основании договора, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином либо его законным представителем, на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг в суточный срок с даты представления индивидуальной программы предоставления социальных услуг поставщику социальных услуг. В договоре определяются предоставляемые социальные услуги, перечисленные в индивидуальной программе предоставления социальных услуг, их стоимость в случае, если они предоставляются за плату (частичную плату). Поставщики обязаны предоставлять социальные услуги в соответствии с индивидуальной программой и условиями договора, а также порядком предоставления социальной услуги. Согласно порядку предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, срок составления индивидуальной программы не должен превышать 10 рабочих дней с момента обращения гражданина.
- Социальные услуги предоставляются получателям в форме социального обслуживания:
- — на дому;
- — в полустационарной форме – предоставляются их получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток;
- — в стационарной форме – предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) пятидневном (в неделю) или круглосуточном проживании в организации социального обслуживания.
- В качестве самостоятельного вида социальных услуг определены срочные социальные услуги, предоставляемые без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг в целях оказания неотложной помощи в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг.
Законом определяются условия предоставления социальных услуг на бесплатной и платной основе, а также категории граждан. Которым социальные услуги предоставляются бесплатно и за плату на дому, в полустационарных и стационарных условиях.
В соответствии с Законом Республики Крым от 10 декабря 2014 года №41-ЗРК/2014 социальные услуги предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг равен полуторной величине прожиточного минимума. В 2015 году в Республике Крым размер предельной величины среднедушевого дохода для пенсионеров составляет 6735 рублей.
- Кроме того, социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания, предоставляются бесплатно гражданам из числа:
- — одиноких пенсионеров, достигших возраста 55 лет – женщины, 60 лет – мужчины;
- — инвалидов 1,2 групп общего заболевания, независимо от возраста;
- — одиноких граждан, дети которых достигли пенсионного возраста;
Законом предусмотрено социальное сопровождение граждан при предоставлении социальных услуг, предполагающее содействие в предоставлении медицинской.
Психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, основывающееся на межведомственном взаимодействии организаций, оказывающих такую помощь.
Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе предоставления социальных услуг.
Закон содержит нормы, предусматривающие осуществление контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, в том числе общественного контроля, в соответствии с Законом Российской Федерации о защите прав потребителей.