Школьная пора. Очей очарование

Унылая пора! очей очарованье!

  • Приятна мне твоя прощальная краса —
  • Люблю я пышное природы увяданье,
  • В багрец и в золото одетые леса,
  • В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
  • И мглой волнистою покрыты небеса,
  • И редкий солнца луч, и первые морозы,
  • И отдаленные седой зимы угрозы.

Школьная пора. Очей очарование

Краткое содержание

Стихотворение «Унылая пора!» – это отрывок из другого большого произведения Пушкина об осени, которое так и называется «Осень». Оно также входит в школьную программу и изучается в старших классах.

В этих восьми строчках, очень легких для запоминания, поэт сумел передать всю красоту своего любимого времени года. Стихотворение начинается с описания картины осени и чувств, которые она вызывает у автора. Яркие, багряно-желтые краски леса, шум ветра, редкий солнечный лучик…Во всем ощущается приближение холодов.

Автор сравнивает осень с другими временами года. Все они проигрывают осени по какой-либо причине. Весну автор недолюбливает за то, что она не дает ему сосредоточиться на работе. Зиму поэт считает неплохой порой, ведь в это время много праздников и развлечений, но, опять-таки, «полгода снег да снег». Автор мог бы полюбить лето, «когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи».

Школьная пора. Очей очарование

Осенее Болдино. Памятник А.С. Пушкину

Далее следует самая известная фраза: «Унылая пора! Очей очарованье!» Несмотря на унылость, именно эта пора является для поэта источником творческих сил и вдохновения. Даже в увядании природы Пушкину удается разглядеть могучее проявление жизни, а «прощальная краса» вызывает в его сердце волнующий трепет.

Осень символизирует собой то неуловимое, что сегодня еще живет, а завтра уже исчезнет. Природа еще удерживает летние приметы, но все так быстро изменяется и преображается, что возникает ощущение, будто оставшееся тепло и наступающие холода вступили между собой в незримую схватку.

Необыкновенно яркими красками нарисованы автором осенние картины. Его восхищает не только богатое убранство осенней природы, но и небо, покрытое бегущими тучами, а также первые холода, предвещающие скорое наступление зимы. Эта красота будит в душе поэта все самое лучшее, его сердце переполняет искренняя любовь.

Анализ

История создания

Стихотворение «Осень» было написано в 1833 году, когда Александр Сергеевич, возвращаясь с Урала, заехал в Большое Болдино. Из всех трех посещений Болдино эта осень оказалась самой плодотворной.

Всего полтора месяца понадобилось Пушкину, чтобы закончить работу над другими произведениями, после которых он решил написать стихотворение, посвященное осени.

Именно в один из этих осенних периодов, которые впоследствии назовут Болдинской осенью, Пушкин со всей страстностью окунался в работу. Здесь родилось много прекрасных произведений, так полюбившихся читателям.

Персонажи и образы

В этом стихотворении роль рассказчика исполняет лирический герой. Его словами автор передает читателю красоту осеннего пейзажа. Нетрудно догадаться, что этим рассказчиком является сам Пушкин.

Поэтому так тонко и точно описывает он свои ощущения, которые навевает на него это любимое им время года. Вторым героем произведения можно считать образ осени, воссозданный в высшей степени поэтично.

Несмотря на увядание природы, поэт не может сдержать переполняющие его чувства восхищения.

Композиция

Стихотворение состоит из восьми строк. Определенного сюжета здесь нет. Автор просто беседует с читателями об осени.

Жанр

По роду литературы стихотворение принадлежит к пейзажной лирике, по литературному жанру оно представляет собой обращение, или послание автора читателю в виде непринужденной беседы.

Размер и средства художественной выразительности

  1. При написании «Осени» Пушкин использовал шестистопный ямб, при помощи которого стихотворение читается очень плавно и мелодично.

  2. Автор пользуется следующими средствами художественной выразительности:
  3. метафорами: «в багрец и золото одетые леса», «дохнул осенний хлад», «роща отряхает последние листы», «в багрец и золото одетые леса»;

эпитетами: «красою тихою», «могильное дыханье», «блестящие тревоги», «прощальная краса». Также использованы слова высокого стиля: «хлад», «мучишь».

Проблематика и основная идея произведения

Стихотворение «Осень» входит в число самых популярных произведений Пушкина, а этот маленький отрывок стал самостоятельным произведением для изучения в начальной школе. Первая строчка стихотворения уже стала цитатой.

Главная тема стихотворения – красота осеннего пейзажа. Пушкин считает, что человек должен чувствовать единение с природой, учиться распознавать в ней прекрасное. Одновременно автор касается темы цикличности жизни – ничто не живет вечно, вслед за расцветом неизбежно наступает увядание.

Несмотря на это, Пушкин не поддается грусти и говорит, что каждой осенью как будто рождается вновь. Он предлагает иначе взглянуть на время года, которое многие считают унылым и наводящим тоску.

Ведь это время, которое позволяет обрести вдохновение, достаточно только посмотреть на эти леса, одетые в багрец и золото! Автор стремится к тому, чтобы читатель разделил с ним восторг от прощального ликования природы, от красочного, разноцветного карнавала, радующего глаз перед приближающимся дыханием зимы.

А. С. Пушкин «Унылая пора, очей очарованье» — читать онлайн, анализ стихотворения — Природа Мира

Школьная пора. Очей очарование Стихотворения о природе

Унылая пора! Очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса,В их сенях ветра шум и свежее дыханье,И мглой волнистою покрыты небеса,И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Унылая пора, очей очарованье»

Золотая пора года поражает своей красотой, поэтичностью. Период, когда природа ярко и торжественно прощается с летом, теплом, зеленью, готовится к зимнему сну. Желтая, красная листва украшает деревьев, а осыпаясь ложится пестрым ковром под ноги. Межсезонье на протяжении столетий вдохновляло художников, поэтов, композиторов, драматургов.

Пушкина всегда привлекала осень своим очарованием. Он любил это время больше всех других, о чем неустанно писал как в прозе, так и в стихах. В стихотворении «Унылая пора, очей очарованье» Александр Сергеевич рассуждает о временах года и приходит к выводу, что конец октября для него идеален по всем параметрам.

Он не любит весну, воспетую многими поэтами, за то, что грязно, слякотно. Не выносит знойного лета, с вечно жужжащими насекомыми. Лирику больше к душе «русский холод». Но зима морозная, долгая. Хоть герой и любит мчатся на санях по снегу, кататься на коньках. Не всегда погода благоволит любимым забавам. А сидеть долго дома у камина рассказчику скучно, тоскливо.

Знаменитые строки родились во вторую Болдинскую осень в 1833 году. Известно, что данный период был самым продуктивным для поэта, его творческим подъемом. Когда пальцы сами просились к перу, а перо к бумаге. Подготовка ко сну, увядание природы – для Пушкина этап обновления, новой жизни. Он пишет, что вновь расцветает.

Уже в первых строках звучит антитеза. Яркое противопоставление двух описаний одного явления. С одной стороны поэт восклицает: «Унылая пора». С другой – называет погоду за окном очарованием очей.

Он пишет об увядании природы – слово с негативной окраской. Но в то же время сообщает читателю о своей любви к данному периоду. Прощальная красота лесов, одетых в багрец и золото, опустошенных полей манит автора на прогулку.

В такую погоду невозможно усидеть взаперти.

Лирическим героем выступает рассказчик, за которым прорисовывается личность самого Александра Сергеевича. Внимательный читатель понимает, что описание живое. Пушкин, что видит, то изображает в поэтических строках. Природа одухотворена. Поэтому ее образ можно считать вторым героем сюжета.

Главная тема текста – красота осенней природы, смена погоды. Трепетно и с любовью герой спешит поделиться радостью от наступления октября. Донести основную мысль, настроение автору помогают средства художественной выразительности. Эпитеты: «сладкая тишина», «лирическое волненье», «блистающее копыто», «незримый рой». Метафоры: «усыплен воображением», «трепещет и звучит душа».

Автор бережно, вежливо, очень учтиво, доверительно общается с читателем. Будто приглашает к диалогу. Спрашивает мнения, извиняется за излишний «прозаизм». Таким образом, использован жанр обращения. Так читающий лучше понимает автора, его настроение, чувство и ту мысль, которую поэт хотел донести.

Размеренное, напевное, ритмичное прочтение достигается с помощью выбранного поэтического размера – ямба. Стихотворение поделено на октавы, которые представляют собой строфы из восьми строчек.

Композиционно текст выглядит незавершенным. Александр Сергеевич заканчивает строчкой: «Куда ж нам плыть?». Предлагая читателю самому поразмышлять над этим вопросом. Небольшой элемент натурфилософской лирики в пейзажном описании. Строки целенаправленно лишены точного описания пейзажа.

Пушкин, как истинный живописец в поэзии, здесь выступает в роли импрессиониста. Пойман момент, который вот-вот сменится другим. Но картинка слегка размыта, передает не столько детали, сколько эмоции.

Благодаря стихотворению А.С. Пушкина «Унылая пора, очей очарованье» мы можем увидеть осень глазами великого поэта. После прочтения текст оставляет позитивные эмоции, приятное волнение.

Вам также может быть интересно

Пушкин А.С. "Унылая пора! Очей очарованье!"

Жанр: стихотворение

Главные герои стихотворения «Унылая пора!» и их характеристика

  1. Осень. Пора унылая, но очень красивая.

План пересказа стихотворения «Унылая пора!»

  1. Унылая пора
  2. Золотые леса
  3. Ветер
  4. Морозы и зима

Главная мысль стихотворения «Унылая пора!»
Осень очень красивое время года, несмотря на дожди и скорую зиму.

  • Чему учит стихотворение «Унылая пора!»
  • Отзыв на стихотворение «Унылая пора!»
  • Анализ стихотворения «Унылая пора!»

  • Средства художественной выразительности в стихотворении «Унылая пора!»

Стихотворение учит любить любое время года, во всем видеть красоту природы, находить созвучие свое настроению.

Это замечательное стихотворение передает радость и чувства поэта, восхищающегося осенью. Вроде бы осень пора унылая, но поэт подчеркивает ее очарование и пышное увядание природы. Перед глазами встает картина золотой осени.
Стихотворение «Унылая пора!» было написано в 1833 году и является отрывком из стихотворения «Осень».
В этом отрывке поэт описывает красоту осени, пышную, яркую, поражающую воображение. И несмотря на то, что это уже увядание природы, несмотря на скорое наступление зимы, поэт не может сдержать переполняющие его чувства восхищения осенней природой.
Стихотворение состоит из одного восьмистишия.
Стихотворный размер ямб, рифмовка смешанная, перекрестно-параллельная.

Эпитеты: унылая пора, прощальная краса, пышное увяданье, мглой волнистою, редкий луч, седой зимы.
Метафоры: в багрец и золото одетые леса, в их сенях, покрыты небеса.
Олицетворения: одетые леса, ветра свежее дыханье, зимы угрозы

Пословицы к стихотворению «Унылая пора!»

У природы нет плохой погоды.
Бойся осени — за ней зима, не бойся зимы — за ней весна.
Не все ненастье, проглянет и красное солнышко.
Каждое время года со своим запахом.
На вкус и цвет товарищей нет.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Унылая пора!»

Поэт называет осень унылой порой, но тут же признается в своей любви к этому времени года.
Его радуют золотые леса, свежее дыхание ветра, покрытые мглой небеса, и даже первые морозы и угрозы приближающейся зимы.

Рисунки и иллюстрации к стихотворению «Унылая пора!»

Школьная пора. Очей очарование

Читать стихотворение «Унылая пора!»
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Осень

Школьная пора. Очей очарование
Золотая пора года вдохновляла многих творческих людей. Если читать стих «Осень» Пушкина Александра Сергеевича полностью, можно понять, что он также не стал исключением. Произведение написано на пике вдохновения, пришедшего к поэту во время очередного посещения так любимого им Болдино. Автор находился в имении как раз осенью, когда его творчество становилось наиболее продуктивным. Создание этого стихотворения приходиться на октябрь 1833 года.

Пушкин не просто восхваляет этот период. Он открыто и без подтекста признаётся в безумном обожании данного времени года. Поэт ведёт с читателями полноценный разговор, напрямую к ним обращаясь и подробно описывая своё отношение к осени. Он не может рационально объяснить эту странную привязанность, но чётко называет причины, по которым не так благосклонно относится к другим периодам времени. Весна у поэта ассоциируется только с постоянной скукой и грязью. Летом ему докучают насекомые, жажда и зной. А зима, хоть и радует Пушкина, но быстро надоедает. Осень же для поэта – особое время. Ему безразлично, что многим она не нравиться. Даже некрасочные пейзажи он готов описывать столь эмоционально, с положительным оттенком, что невольно заставляет любоваться ими читателей и проникаться трепетными чувствами к осени. Поэт оригинально сравнивает её с живым существом, умиляясь покорности и спокойствию, с которым природа в это время года принимает своё увядание.

Многие помнят строки об осени «унылая пора очей очарованье», которые учат наизусть в 4 классе, но это только отрывок, малая часть всего лирического произведения. Чтобы в полной мере оценить красоту слога, описывающего достоинства этого времени года, стоит прочитать весь текст стихотворения Пушкина «Осень» онлайн или скачать его с нашего сайта.

I
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,

  • И будит лай собак уснувшие дубравы.
  • II
    Теперь моя пора: я не люблю весны;
    Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;
    Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
    Суровою зимой я более доволен,
    Люблю ее снега; в присутствии луны
    Как легкий бег саней с подругой быстр и волен,
    Когда под соболем, согрета и свежа,
  • Она вам руку жмет, пылая и дрожа!

III
Как весело, обув железом острым ноги,
Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!
А зимних праздников блестящие тревоги?..
Но надо знать и честь; полгода снег да снег,
Ведь это наконец и жителю берлоги,
Медведю, надоест. Нельзя же целый век
Кататься нам в санях с Армидами младыми

Иль киснуть у печей за стеклами двойными.

IV
Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;
Лишь как бы напоить, да освежить себя —
Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,
И, проводив ее блинами и вином,

Поминки ей творим мороженым и льдом.

V
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,

Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

VI
Как это объяснить? Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице еще багровый цвет.

Она жива еще сегодня, завтра нет.

VII
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,

  1. И отдаленные седой зимы угрозы.
  2. VIII
    И с каждой осенью я расцветаю вновь;
    Здоровью моему полезен русской холод;
    К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
    Чредой слетает сон, чредой находит голод;
    Легко и радостно играет в сердце кровь,
    Желания кипят — я снова счастлив, молод,
    Я снова жизни полн — таков мой организм
  3. (Извольте мне простить ненужный прозаизм).
  4. IX
    Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,
    Махая гривою, он всадника несет,
    И звонко под его блистающим копытом
    Звенит промерзлый дол и трескается лед.
    Но гаснет краткий день, и в камельке забытом
    Огонь опять горит — то яркий свет лиет,
    То тлеет медленно — а я пред ним читаю
  5. Иль думы долгие в душе моей питаю.
  6. X
    И забываю мир — и в сладкой тишине
    Я сладко усыплен моим воображеньем,
    И пробуждается поэзия во мне:
    Душа стесняется лирическим волненьем,
    Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
    Излиться наконец свободным проявленьем —
    И тут ко мне идет незримый рой гостей,
  7. Знакомцы давние, плоды мечты моей.

XI
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут
Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;

Громада двинулась и рассекает волны.

XII
Плывет. Куда ж нам плыть?
. . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . .

«…Унылая пора! Очей очарованье…» (отрывок из романа «Евгений Онегин»)

«…Унылая пора! Очей очарованье…» (отрывок из романа «Евгений Онегин»)

…Унылая пора! Очей очарованье!

  • Приятна мне твоя прощальная краса —
  • Люблю я пышное природы увяданье,
  • В багрец и в золото одетые леса,
  • В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
  • И мглой волнистою покрыты небеса,
  • И редкий солнца луч, и первые морозы,
  • И отдалённые седой зимы угрозы.
  • Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Творческая история романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
В черновых бумагах Пушкина периода болдинской осени 1830 года сохранился набросок схемы «Евгения Онегина», зримо представляющий творческую историю романа:«Онегин» Примечание:1823 года, 9 мая. Кишинев.1830 года, 25

«Евгений Онегин»

«Евгений Онегин» Вопрос 1.57
«Но, боже мой, какая скукаС больным сидеть и день и ночь,Не отходя ни шагу прочь!»Сколько дней Онегин сидел со своим умирающим

«Евгений Онегин»

«Евгений Онегин» Ответ 1.57
«Но, прилетев в деревню дяди,Его нашел уж на столе,Как дань готовую

«Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» (отрывок из романа «Евгений Онегин»)

«Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» (отрывок из романа «Евгений Онегин») Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетётся рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке[30]
В тулупе, в красном

«Уж небо осенью дышало…» (отрывок из романа «Евгений Онегин»)

«Уж небо осенью дышало…» (отрывок из романа «Евгений Онегин») Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу:

«Опрятней модного паркета…» (отрывок из романа «Евгений Онегин»)

«Опрятней модного паркета…» (отрывок из романа «Евгений Онегин») Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд;
На красных лапках гусь тяжёлый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лёд,
Скользит и

«Гонимы вешними лучами…» (отрывок из романа «Евгений Онегин»)

«Гонимы вешними лучами…» (отрывок из романа «Евгений Онегин») Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Ещё прозрачные, леса
Как будто пухом

Евгений Онегин

Евгений Онегин Как отмечал В.Г. Белинский, «Евгения Онегина» А.С. Пушкин «писал о России для России».[219] Утверждение очень важное. Вообще необходимо сказать, что более полного и более точного раскрытия образа Евгения Онегина, чем это сделано Белинским в 8 и 9 статьях

«Евгений Онегин» (окончание)

«Евгений Онегин»
(окончание)
Велик подвиг Пушкина, что он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, то есть мужскую сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый

Н. Г. Быкова «Евгений Онегин»

Н. Г. Быкова
«Евгений Онегин»
Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве А. С. Пушкина. Это его самое крупное художественное произведение, самое богатое содержанием, самое популярное, оказавшее наиболее сильное влияние на судьбу всей русской

Поэзия Жуковского в шестой и седьмой главах романа «Евгений Онегин»

Поэзия Жуковского в шестой и седьмой главах романа «Евгений Онегин» Жук жужжал.
А. С. Пушкин
Отголоски поэзии Жуковского в «Евгении Онегине» неоднократно отмечались исследователями (И. Эйгес, В. В. Набоков, Ю. М. Лотман, Р. В. Иезуитова, О. А. Проскурин). При этом внимание,

«Евгений Онегин»

«Евгений Онегин»
Признаемся: не без некоторой робости приступаем мы к критическому рассмотрению такой поэмы, как «Евгений Онегин».{1} И эта робость оправдывается многими причинами. «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии и

«Евгений Онегин» (Окончание )

«Евгений Онегин» (Окончание)
Велик подвиг Пушкина, что он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, то есть мужскую, сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН
ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН — главный герой пушкинского романа в стихах, действие которого разворачивается в России от зимы 1819-го до весны 1825 года, (см.: Ю. М. Лотман. Комментарий.) Введен в сюжет сразу, без предисловий и прологов.Евгений Онегин (гл. 1) едет в деревню к

Творческие работы проекта "Унылая пора! Очей очарованье!" (1 класс)

Областное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат №2 им. Г.А. Карманова» г.
Курска

  • Творческие работы проекта
  • «Унылая пора!
  • Очей очарованье!»
  • Составители: ученики 1 А класса

Руководитель: Тюнина Г.В.

Курск — 2021
Осенние наряды

Давно это было. Пришла Осень в лес, наряды деревьям
раздавать.           Подошла к нежной берёзке, предложила ей шёлковое жёлтое
платье с золотыми пуговицами. Берёзка переоделась. Ах! Какая же она стала
красавица!

Осинке подарила платье оранжевое, с красивой
коричневой бахромой. Клёну – малиновый плащ с ярко-жёлтым капюшоном
приготовила. А могучий столетний дуб разодела по-королевски: в багряный,
золотом расшитый кафтан.

Подошла очередь сосны да ели. Стала предлагать
Осень-мастерица им свои наряды. Да только всё не по душе этим колючим
красавицам. Им — то неяркое, то некрасивое. Никак не могут выбрать. Трудно на
иголки платье-то надеть. Как ни старалась труженица-осень, так и не смогла
угодить своенравным модницам.

  1. Так и стоят по сей день в своих зелёных платьях,
    обижаются на Осень, что не нашла для них красивых осенних нарядов.
  2.                                                                                  
      (Ульяна Б.)
  3. Осень
  4. Холодно как-то стало,
  5. Дожди льют снова с утра.
  6. Осень настала!
  7. Грустная унылая пора.
  8. Деревья-великаны
  9. И тучи в небесах,
  10. Осенние туманы
  11.  Бывают часто в гостях.
  12. И нет теперь той сказки,
  13. Нет солнца и тепла.
  14. Деревья в жёлтых красках,
  15. Исчезла тайна вся.
  16. Сижу, смотрю в окно я
  17. И вижу краски дня,
  18. Но почему-то плохо,
  19. В душе лишь пустота.
  20.                                                                   
    (Светлана З.)
  21. Осень
  22. Наступила осень,
  23. Листья с веток сбросив,
  24. Птицы улетели,
  25. Солнце реже светит.
  26. И стоят уныло,
  27. Словно чёрный ворон,
  28. Смотрят в пустоту.
  29. Облака нависли.
  30. С дождевым потоком
  31. Стали грязны лужи,
  32. В реки превратились.
  33. Холод стал осенним.
  34. Стало очень зябко
  35. Вот какая осень
  36. К нам пришла опять.
  37. (Вероника Щ.)
  38. Осень

Наступила осень. Нарядно стало в лесу! Листья на
деревьях стали жёлто-зелёными, лимонными, красно-коричневыми, багряными.
Особенно красивы листья у клёна. Подует небольшой ветерок, и начинают сыпаться
они с ветвей, укрывая землю ярким ковром. А как чудесно они шуршат!

Многие птицы улетели на юг. Тихо стало в лесу. Только
дятел весело стучит по дереву.

  • Выглядывают украдкой и ждут своих грибников боровики,
    маслята, опята.
  • Великолепен осенний лес!
  •                                                                                           
    (Виталий Б.)

Вот и осень незаметно подкралась. Дни стали короче,
ночи – длиннее. Солнце светит грустно. Небо серое. Всё чаще идут дожди.

Слетают с деревьев разноцветные листья. Улетели птицы
на юг. Наступает скучная, грустная пора.

(Глущенко Е.)

По грибы

В один погожий выходной день мы ездили за грибами. Это
было в середине октября. По дороге мы любовались красотой природы. Как будто
художница-осень разукрасила листья разными красками.

В лесу было тихо и красиво. Только небольшая стайка
воробьёв перелетала с места на место, да ещё было слышно постукивание дятла.

Грибов в этот день мы набрали немного, но зато
отдохнули хорошо.

                                                                                        
(Игнатий Б.)

Пришла к нам золотая осень. Разукрасила она деревья и
кустарники во все цвета. Берёзки да клёны – в лимонную желтизну, дуб – в
ярко-красный цвет. Стал дуб, как огонь, гореть. Рябину покрыла бордово-красным
румянцем, ягоды, как пуговицы, виднеются.

                                                                                                
(Даниил Ж.)

Осенью лес весь становится золотым, красным или
оранжевым. Деревья сбрасывают листву, чтобы хорошо отдохнуть зимой.  Только ели
да сосны остаются зелёными и пушистыми.

Все животные готовятся к зиме. Одни впадают в спячку,
другие делают запасы, как, например, белка. Она запасает орехи, жёлуди, грибы.

В лесу много интересного. Однажды я видел белку. Она
спрыгнула с дерева и сидела на тропинке, зажав в лапах орех. Я смог подойти к
ней близко-близко и рассмотреть её. Белка оказалась не ярко-рыжая, как я её
себе представлял по картинкам, а серовато-рыжая. Она казалась такой маленькой и
беззащитной. Мне так хотелось её погладить, но она убежала. Вот какая встреча
произошла у меня в лесу. 

  1. В лесу много удивительного.        
  2.                                                                                           
    (Алёна К.)
  3. Осень в лесу

Входишь в лес и видишь нарядные деревья, покрытые
разноцветными листьями. Один оранжевый, другой – жёлтый, третий даже чуточку
ещё зелёный.

Из-под кустов выглядывают грибочки: маслята, сыроежки, лисички,
рыжики, моховики, подосиновики, опята и даже мухомор кажется съедобным, так и
хочется положить его в корзинку.

А приходишь через месяц, смотришь – с деревьев
листья опали и накрыли землю ковром. Расписной получился ковёр! На земле
грибочков уже не видать, все собрали.

Остались в лесу только зимующие птицы, перелётные
улетели. Трава увяла, цветы заснули.

  • Так и хочется прочитать строки:
  • «Нет мне здесь прежних утех!
  •   Лес с себя тайну совлёк…»
  •                                                                                       
    (Екатерина К.)

Прекрасна осенняя пора! Листья деревьев окрашены в
разные цвета.

Дни стали короче. Часто идут дожди. Птицы улетают в
тёплые края. Насекомые засыпают до весны.

Осень – ещё и грибная пора. В лесу можно увидеть
грузди, маслята, опята и другие грибы. Щедрая осень! В садах собрали яблоки,
груши, сливы. Зимой все будут сыты и довольны.

                                                                                   
(Яна К.)

Стоит на берегу реки могучий раскидистый лес.
Таинственным и загадочным он был летом, наполненный ароматами ягод и пением
птиц.

Но вот наступила осень. Праздничным, нарядным стал
лес. Разными цветами раскрасила осень деревья: берёзки жёлтым цветом, осинки
красным, другие покрыла золотой, оранжевой, медной краской.

Много в лесу зверей и птиц. Перелётные птицы улетают
на юг. Журавли, стрижи, ласточки, утки готовятся к отлёту.

Звери тоже готовятся к зиме. Белки орешки и грибочки
запасают. Другие звери готовятся к длинному зимнему сну.

Много в осеннем лесу грибов: лисичек, боровиков, опят,
подосиновиков. Богатый урожай уносят домой в своих кузовках грибники.

Скоро придёт зима, и распрощается лес со своей осенней
красотой. Пустынным и неприветливым станет наш могучий лес. Сквозь редкие
стволы деревьев просвечивает хмурое осеннее небо. Заснёт лес под снежным
покрывалом до самой весны.

 (Вера М.)

Плывут облака по небу. Листья деревьев краснеют и
желтеют. А ели так и остались такими зелёными. Землю покрыл ковёр из
разноцветных листьев, тут и там проглядывают из-под них сыроежки, волнушки,
маслята, рыжики и даже кое-где мухоморы.

Стаями улетают птицы на юг. Уже не слышны их голоса.

  1. Звери запасаются грибами, ягодами.
  2. Вот такая волшебная и красивая осень.
  3.                                                   
                         (Валерия Ф.)
  4. Сказочный лес

Наступила ранняя осень. Мы с мамой и папой поехали в
лес. По дороге мы проезжали мимо усадьбы Фета. Неподалёку от усадьбы есть
сказочный лес. Там растут красивые ели, все усыпанные шишками.

Заходишь в лес и
чувствуешь, что очутился в сказке. Земля покрыта пушистым ярко-зелёным мхом, и
на нём растут ярко-красные мухоморы. Под маленькой ёлочкой лежанку зайца. В
этот день мы увидели в небе косяки перелётных птиц.

Грустно от того, что
кончилось лето.

  •                                                                                       (Артём
    С.)
  • Последние приготовления к зиме
  • Осень – хлопотная пора в лесу.

Каждый спешит, торопится к зиме приготовиться. Птицы
покружились-покружились над лесом и отправились в дальний путь. Медведь готовит
берлогу.

Белка орехи, грибы в дупло прячет. Лягушки забиваются
в ил. Змеи прячутся в мох. Скрылись бабочки, мухи, комары.

Совсем скоро завоют метели!

                                                            
                 (Архип Т.)

“Унылая пора! Очей очарованье!..” (по стихотворению А. С. Пушкина “Осень”) (1)

Александр Сергеевич Пушкин – выдающийся поэт XIX века. Его перу принадлежит бесчисленное множество действительно бессмертных произведений, пополнивших сокровищницу мировой литературы.

Тема природы и времен года занимает важное место в его лирической поэзии, но мне наиболее близки его стихотворения об осени.

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса.

Эти строки были написаны поэтом в болдинскую осень 1833 года. В них раскрывается вся

любовь А. С. Пушкина к русской природе, к осенней пышной и торжественной красоте, ее жизнеутверждающей силе. Он признается, что осень – его любимая пора: Сказать вам откровенно,

Из годовых времен я рад лишь ей одной… Действительно, как можно не любить осень? Во всей природе чувствуется покой и умиротворение: летняя жара уже спала, но солнце светит все еще ярко, глаз радуют золотистые и багряные оттенки листвы.

И тоскливые монотонные дожди, мрачные тучи, сырой промозглый ветер не могут затмить строгую красоту этой поры.

Как много чувства вкладывает поэт в изображение природы поздней осенью: Как это объяснить? Мне нравится она… Чем яснее мы ощущаем приближение зимы, тем больше ценим последние погожие дни, лучи солнца, шелест листвы под ногами. Скоро природа погрузится в долгий зимний сон, но пока еще листает своей прощальной красотой.

О чем пишет Пушкин в своих произведениях? О бескрайних просторах русской земли, о золотых и багряных красках осени, о чарующей привлекательности унылых пейзажей.

Перед нами чередой проходят все времена года: снежная зима с Масленицей, катанием на санках и коньках и трескучими морозами; весна с обилием ручейков, размытыми дорогами и буйством цветения; жаркое сухое лето с колосьями пшеницы. Но сердце автора безраздельно принадлежит осени.

Он с большим мастерством описывает красоту родных просторов, казалось бы, таких простых и однообразных.

Поэтичность образов по-новому раскрывает суть знакомых с детства картин: веселый ручеек, прихваченный первым морозцем, одинокий, запоздалый лист на обнаженной ветке, багряный лес, скрытый в туманной дымке… За всем этим угадывается жизнелюбие поэта, веселый нрав, и его тоска и одиночество – верные спутники жизни в ссылке, и широта души, и сила духа.

То есть благодаря поэзии мы ближе знакомимся с самим автором, узнаем, чем он жил, о чем мечтал, к чему стремился. Все стихотворения Пушкина о природе очень реалистичны – он с предельной правдивостью показывает мир наблюдаемых явлений. Скупые детали, отмечающие лишь главные перемены в природе, не нарушают точной и наглядной картины.

Кажется, что поэт смотрит на нее взглядом художника, замечая наиболее типичные, и в то же время своеобразные и яркие черты. В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкой солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. В поэзии А. С.

Пушкина одновременно присутствует и глубокая лиричность, и авторская ирония, и удивительная живописность описаний, и краткость и точность характеристик. Осень предстает перед нами действительно очаровательной порой, достойной любования. Она – символ увядания природы, но за ее унылостью скрывается стремление к новой жизни, к вечному обновлению. Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

(1 votes, average: 5.00

Урок 10. а.с. пушкин «унылая пора! очей очарование…» — Литературное чтение — 4 класс — Российская электронная школа

Литературное чтение, 4класс

Урок 10А.С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарование…»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Знакомство с произведением А. С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!» и его анализ.

  • Глоссарий по теме
  • Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.
  • Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον — «приложенное») — определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»)

Багрец — Красная краска темного оттенка, багровая (Ушаков. Толковый словарь русского языка Ушакова. 20120)

Очи — ОКО, -а, мн. очи, очей (устар. и высок.) и (стар.) очеса, очес, ср. (устар. и высок.). То же, что глаз (С. И. Ожегов. Толковый словарь)

  1. Ключевые слова
  2. Стихотворение; литературный прием; олицетворение; лирический герой; эпитет; метафора.
  3. Основная и дополнительная литература по теме урока:
  1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / ( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С.66 — 71
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

Основное содержание урока

На фоне музыки П. И. Чайковского «Времена года. Осень. Октябрь» сменяются картины осени.

Продолжает звучать музыка П. И. Чайковского «Времена года. Осень. Октябрь». Под музыку диктор читает стихотворение. На экране демонстрируется текст.

Унылая пора! очей очарованье!

  • Приятна мне твоя прощальная краса —
  • Люблю я пышное природы увяданье,
  • В багрец и в золото одетые леса,
  • В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
  • И мглой волнистою покрыты небеса,
  • И редкий солнца луч, и первые морозы,
  • И отдалённые седой зимы угрозы.

Наверняка вам понравилось это стихотворение. Оно очень красивое. Согласны? Всего восемь строк, а сколько чувств.

  1. — Есть ли в стихотворении сюжет или автор пытался передать нам только настроение?
  2. В стихотворении преобладает настроение.
  3. — Как называется произведение, в котором автор передаёт настроение, состояние души?
  4. Произведение, в котором автор передаёт настроение, состояние души – это лирическое произведение.
  5. — Давайте ещё раз выясним, какова основная задача лирического произведения?
  6. Основная задача лирического произведения – передать чувства.
  7. — Какие чувства передаёт автор?
  8. Автор передаёт чувство восхищения, чувство грусти, так как осень уходит.
  9. Давайте зачитаем строки, где автор выражает свои чувства, то есть что он любит.

Унылая пора! очей очарованье!

  • Приятна мне твоя прощальная краса —
  • Люблю я пышное природы увяданье,
  • В багрец и в золото одетые леса,
  • В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
  • И мглой волнистою покрыты небеса,
  • И редкий солнца луч, и первые морозы,
  • И отдалённые седой зимы угрозы

Нам пришлось прочитать всё стихотворение. Свои чувства Александр Сергеевич выразил одним словом «Люблю».

А дальше следует перечисление с повторяющимся союзом И — ветра шум, и свежее дыханье, и небеса, и солнца луч, и первые морозы, и зимы угрозы.

Соответственно, нужно выбирать правильную интонацию перечисления однородных членов предложения. Всё предложение должно быть прочитано на одном дыхании.

Прочитайте про себя одно предложение, состоящее из шести строк с интонацией перечисления.

— А теперь прочитайте вслух. Обратите внимание, что автор больше всего любит в осени?

  1. — Итак, что же поэт любит?
  2. Пышное природы увяданье.
  3. — Что вы понимаете под этими словами?

Увяданье – само слово ассоциируется у нас с чем-то некрасивым, вялым. Но, соединив это слово со словом пышное, автор получает совершенно другой образ.

— Что значит пышное? Красивое, яркое, торжественное.

  • Автор, по сути, сам объясняет, что такое пышное увядание.
  • Найдите и прочитайте эти строки.
  • (15 сек)
  • В багрец и в золото одетые леса

Здесь, возможно, вам незнакомо слово багрец. Что же оно означает?

Багрец –

1). Красная краска тёмного оттенка, багровая.

2). Драгоценная багровая ткань, пурпур.

Слово багрец имеет два значения. Какое значение А. С. Пушкин берёт для своего стихотворения?

  1. Первое значение – красная краска тёмного оттенка, багровая.
  2. Изменится ли картина осени, если слова «багрец», «золото» заменить на «тёмно-красный» и «жёлтый»?
  3. Золото — это признак богатства и украшение, Автор сравнивает с ним, чтобы показать богатство природы

Багрец и золото — эти слова придают картине возвышенность, торжественность, величавость. Пушкин восхищён этой увядающей красотой осени, он наслаждается последними, исчезающими бликами прекрасного.

Значит, и читать эту строчку следует, выделяя эти слова, придавая им величие.

Ещё нам встретилось слово очи.

Очи, око – глаз. Это ещё одно устаревшее слово, используемое в поэтической речи.

— А что придают устаревшие слова данному произведению?

Они придают таинственность, сказочность, торжественность – очей очарованье

Унылая пора! Очей очарованье!

Автор использует всё тот же приём, слово УНЫЛАЯ рисует нам картины не очень радостные, но следующее за ним восклицание: “Очей очарованье!” придаёт совершенно иное значение и иную интонацию.

Прочитайте только первую строчку выразительно, выбирая правильную интонацию.

— Почему А. С.

  • Пушкин называет осень унылой порой?
  • Потому что это пора увяданья природы, листья опадают, деревья стоят голые, краски тускнеют, появляется больше серого.
  • — А почему же это все-таки и пора очей очарованье?

Потому что это увяданье очень яркое. Игра цветов. Природа всё разукрасила цветным ковром.

Приятна мне твоя прощальная краса. Почему краса прощальная? Заметили ли вы, как быстро пожелтели листья на деревьях? Вот она прощальная краса. Ещё несколько дней и мы уже не увидим такой игры красок.

  1. Пушкин использует разнообразные средства художественной выразительности, которые делают текст стихотворения очень ярким и красочным.
  2. Прежде всего это эпитеты, например Унылая, Прощальное, Пышное.
  3. Можно легко отыскать в тексте и метафоры, то есть некое сравнение одного предмета с другим, например, слова Багрец и Золото, с которыми поэт сравнивает цвета осеннего леса.

Далее находим в тексте Олицетворение, то есть придание неживой природе черт живого существа. Пушкин говорит об угрозах, которые оказывается способна делать Зима, о Дыхании Ветра, а Леса оказываются Одетыми.

Давайте рассмотрим картины русских художников, которые так же, как и Пушкин, восхищаются осенью.

В. Поленов на картине «Золотая осень» изобразил пору золотой осени. Нам открывается красивый вид, великолепный пейзаж. Река совершает поворот, лес вдоль берега покрыт осенней позолотой. Облака в небе ещё кучевые и белоснежные, а погода дарит тепло уходящих деньков бабьего лета.

Осень на ней ещё только-только просыпается, она ещё не дохнула на деревья, и многие из них ещё в летней одежде, лишь некоторые сменили расцветку. Золото и багрянец теперь живут своей жизнью, разбавляя зелень и добавляя прелести мерцающему в лучах солнца берегу. Глядя на эту картину, хочется забыть на секунду о делах и проблемах, раствориться в нежной красоте и гармонии природы.

Глядя на картину знаменитого художника И. Левитана «Вечерний звон», нельзя оторвать глаз. Он чётко и ярко передал всю красоту осени и великолепного заката. На картине изображена холодная река, от которой бросает в дрожь. В небеса он возвёл теплыми красками золотые купола, при этом согревая душу.

Деревья ещё не успели пожелтеть, но под ногами чувствуется холодная земля. Чудное небо, словно зовет улететь с птицами куда то в даль, а рыбак приглашает прокатиться на своей маленькой, дряхлой лодке и посмотреть закат. Природа, словно дышит свежим воздухом. Всматриваясь в картину, безумно хочется улететь за тот поворот реки.

Возможно, именно там исполняются все мечты.

Нам тоже, как и Пушкину, как и художникам, нравится смотреть на эти с каждым днём меняющиеся картины.

– Вы замечаете, как быстро желтеют листья на деревьях у нас за окном? Вот она прощальная краса. Ещё немного времени и мы уже не увидим такого буйства красок.

Таким образом, мы выяснили, что главная тема повествования — красота природы и восхищение ею. Человек, по мнению Пушкина, должен чувствовать единение с окружающим миром, уметь ценить и различать его многообразие. Поэт неравнодушен к временам года, он анализирует их и сравнивает, находя для себя самый любимый период.

Поэт пытается донести до читателя главную идею стихотворения, своё видение этого волшебного и своеобразного времени. Пушкин открывает перед читателем свою душу и признаётся в том, что с каждой осенью он расцветает вновь и призывает нас разглядеть в ней не только “унылую пору”, а еще время, когда можно поймать вдохновение, лишь взглянув на то, как стоят «в багрец и в золото одетые леса».

  • Главная мысль автора – заразить читателя красотой увядания, когда природа на прощание ликует и кружится в карнавале ярких красок, но всё же в глубине тенистых садов уже слышится дыхание холода, предвестника зимы. Уметь разглядеть эту ни на что не похожую красоту
  • Разбор типового тренировочного задания
  • Установите соответствие между словом и его значением.
  • Тип вариантов ответов: Выберите элемент (Текстовые, Графические, Комбинированные)
  • Варианты ответов:
  • Слова:
  • 1. ликовать;
  • 2. рассеять;
  • 3. лазурь;
  • 4. миновать;
  • 5. обвить;

6. алчный.

  1. Значения слов:
  2. 1. Страстно желающий чего-либо;
  3. 2. пройти, окончиться;
  4. 3. обмотать что-то вокруг чего-либо;
  5. 4. торжествовать, радоваться
  6. 5. светло-синий цвет, синева;
  7. 6. разогнать в разные стороны, заставить разбежаться
  8. Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов:
  9. 1 – 4; 2 -6; 3 – 5; 4 – 2; 5 – 3; 6 – 1.
  10. Разбор типового контрольного задания
  11. 1 вариант

Текст вопроса: Какова основная мысль данного лирического произведения? Подчеркните верный вариант ответа.

Вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): радость наступления осени; грусть осеннего увядания; тоска наступающей зимы.

Правильный вариант ответа: радость наступления осени.

Подсказка: «Унылая пора! Очей очарованье!».

  • 2 вариант
  • Текст вопроса: Какой эпитет описывает дыханье осени?
  • Варианты ответов: холодное; свежее; тёплое, прохладное.
  • Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): свежее.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector