Гомосексуальность в подростковом возрасте: стадия развития?

Гомосексуальность в подростковом возрасте: стадия развития?

Данная статья не может быть истолкована как пропаганда или контрпропаганда каких либо видов отношений, сексуальных предпочтений. Это частное мнение, призывающие оградить несовершеннолетних детей от травмирующего опыта и информации. Статья не является призывом к конверсионной психотерапии гомосексуализма.

Есть ли врожденная (первичная) гомосексуальность? Или только приобретенная (вторичная)?

Начну с того, что я вообще не сторонник того, чтобы общество влезало в постели его отдельных граждан. Это дело глубоко личное для взрослых людей. Но в отношении детей и подростков все сразу становится несколько сложнее. Тем более, что разные бывают взрослые, некоторые из которых дезинформируют и агитируют. Об этом будет ниже.

Сразу уточню, что нельзя рассматривать гомосексуальность или гетеросексуальность, как черное и белое, как две разные планеты. Часто слышу мнение: или есть гомосексуальность, или нет. Мне ближе рассматривать гомо/гетеросексуальность через призму шкалы Кинси, где гомосексуальность скорее количественная, чем качественная характеристика.

Журналы, интернет издания, новости неустанно рассказывают о том, что нужно менять отношения общества к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией.

Одновременно с этим, психотерапия гомосексуальности преподносится, как попытка сломить психику человека. На самом деле, это не более чем пропаганда западных и наших СМИ, лобби.

Они утверждают, что на данный момент более 10-17% людей в мире имеют признаки гомосексуальных наклонностей или являются представителями гомосексуального сообщества (цифры очень разнятся, возникает вопрос объективности исследований).

Но сколько из них имеют первичные или врожденные особенности?

По этому поводу проводится множество исследований, которое примерно говорят о следующем: первичные признаки врожденных гомосексуальных наклонностей имеют не более чем 0,5-1%.

Были потрачены миллиарды долларов на поиски так называемого “гена гомосексуальности”, однако они не увенчались успехом.

При этом было обнаружено, что даже однояйцевые близнецы могут испытывать различные сексуальные наклонности.

Гомосексуальность в подростковом возрасте: стадия развития?Реклама гомосексуализма накрывает и взрослых, и особенно детей-подростков

Как поменять общественное мнение? Быть особенным модно!

С работами американского политолога Джозефа Овертона хорошо знакомы многие политикам, специалисты по рекламе, масс медиа. Он описал технология, по которой можно внедрить в общество любые социальные нормы, в том числе разрушительного характера.

Так называемое “Окно Овертона” успешно использовали для популяризации  феминизма, гомосексуализма, педофилии у нас в стране в середине 90-ых. Технология включает в себя 5 этапов.

  1. Анонс такого явления как требующего общественного внимания. Сперва людей убеждают, что это смелый поступок (рассказ личных историй), которыми они будут гордиться в будущем (новая победа свободного общества).
    Само явление гомосексуализма для многих становится открытием. Оно пробуждает интерес и желание узнать больше. Люди с удивлением открывают для себя, что многие известные личности являются представителями сексуальных меньшинств, считают их смелыми, стремятся подражать. Яркие примеры – Фредди Меркьюри, Элтон Джон, о которых много рассказывают СМИ.
  2. Следующий этап заключается в том, чтобы предоставить возможность выбора и обсуждения.  Еще больше внимание к теме через СМИ и научные сообщества. Кстати, идет переназвание проблемы, подбираются более мягкие термины, которые являются не столь однозначными.
    Объяснить, что нет ничего страшного, если попробовать – всегда можно затем отказаться от этого. Повторить опыт кумира или просто своего знакомого – большой соблазн. Подростку сложно противостоять природному любопытству и он соглашается попробовать. В своих связях с однополыми партнерами еще в подростковом возрасте признавались Саманта Фокс, Эмбер Херд, Джим Парсонс, Эндрю Скотт.
  3. Далее учат воспринимать как норму – “в этом нет ничего страшного”, “так делают другие”. Первый сексуальный опыт с однополым партнером вызывает противоречивые чувства. Но все сомнения подавляются более опытными партнерами, а также откровенными интервью и заявлениями знаменитостей. Так Джоди Фостер на вручении престижной премии сообщила миру о своей нетрадиционной ориентации. Если звезда такого уровня счастлива от своих предпочтений – то и других они сделают счастливыми.
  4. Естественно, следующий шаг – придать действию элемент популярности. Заявить о своих предпочтениях – смелый шаг, который заставляет окружающих смотреть с восхищением. Этим пользуются знаменитости. чтобы привлечь к себе больше внимания поклонников. По факту что-либо утверждать очень сложно – правдивы их утверждения или нет. Например, известный Джим Парсонс подтвердил слова одного журналиста о том, что состоит в однополых отношениях уже более 10 лет. Однако опроверг слухи о помолвке и намерении заключить со своим партнером брак.
  5. Завершающий этап – укрепление разрушительной нормы на законодательном уровне. Теперь уже никого не удивишь регистрацией однополого брака. Элтон Джон официально женился на Ренате Блауел, они вместе воспитывают двоих приемных детей. Их примеру следуют миллионы людей во всем мире. В Германии в официальных документах “мать” и “отец” заменены на “Родитель 1” и “Родитель 2”. 

Результаты внедрения новой нормы отношений:

Технология отлично зарекомендовала себя на Западе и у нас в стране. Аналогично внедрялись идеи феминизма, сексуальной революции, гомосексуализма, педофилии. В настоящий момент, внедрение идей гомосексуализма у нас в стране находится на четвертой стадии, педофилии – на второй, ювенальной юстиции на третьей.

Гомосексуальность в подростковом возрасте: стадия развития?Радуга – символ детства, вызывает чувство радости и доверия. Очень похожие цвета стали орудием в руках пропаганды.

Причины гомосексуальности

Редкий факт, что гомосексуальная идентичность является врожденной (обусловленной хромосомными изменениями). Поэтому чаще причины имеют психологический или социально-психологический характер.

Каждый случай  всегда индивидуален. Поэтому невозможно самостоятельно однозначно определить причину проявления гомосексуальных наклонностей.

Помощь психолога-психотерапевта является выходом из сложной ситуации.

Примерно в пять или шесть лет, все малыши проходят стадию изучения своего тела. Затем они переключаются на изучение похожих на себя. В это время не стоит волноваться срочно обращаться за помощью к психологу – совсем скоро дети обнаруживают идентичность и переключают внимание на противоположный пол, который вызывает намного больше интереса.

Другое дело – подростковый возраст. Проконтролировать поток информации к ребенку уже сложно. Идет наложение нескольких факторов. Например, ребенок который рос в неполной семье, получает не совсем верное представление о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной.

Например, мама, которая одна воспитывает сына, подавляет его волю, стремится подчинить себе и уберечь “хорошего мальчика” от “плохих девочек” может невольно подтолкнуть его к первому гомосексуальному контакту. Плюс желание быть особенным или не как все. Есть много возможных истоков проблемы.

Как правило, должно совпасть  несколько причин и что-то  служит “провокатором” начала неосознанных экспериментов (психологическая травма, насилие, влияние “крутого” друга, реже давление сми, интернет сообществ).
Особую роль может сыграть сильное переживание одиночества и непонятности в подростковом возрасте.

С одной стороны, чувство одиночества и “оторванности” – это нормальное переживание в подростковый кризис, оно даже помогает осознать свое мнение, свои ценности. Но в сочетании с особой уязвимостью молодого человека, с его стремлением быть понятым и принятым, может снижать его критичность мышления.

Также среди основных причин часто выделяют:

  • детские психологические травмы
  • “холодная” или гиперопекающая мать
  • сексуальное и физическое насилие
  • ранний подростковый сексуальный опыт
  • стрессовые ситуации
  • давление родителей
  • отсутствие отца или матери в семье (скрытые семейные динамики)
  • наркотики, алкоголизация и т.д.

Тревожные симптомы

Далеко не всегда с первого взгляда можно определить симптомы гомосексуальности. В большинстве случаев свои наклонности попросту скрывают и выявить их получается чисто случайно.

Впрочем, если вы заметили, что ваш подросток явно агрессивен к лицам противоположного пола, носит подчеркнуто сексуальную одежду или полностью асексуален, часто заводит разговоры об однополых отношениях, имеет соответствующих кумиров – стоит внимательно понаблюдать данный вопрос.

Подросток может иметь старших “странных” друзей, иметь доступ на “закрытую тусовку” (вечеринки, встречи в клубах, вписки) – это сложно выявляемые моменты, надо быть внимательным и иметь все же доверие с подростком.

Однозначным симптомом гомосексуализма назвать можно только неконтролируемое сексуальное влечение к лицам одного пола. Но это чаще происходит с уже взрослыми людьми.

У подростков это скорее можно назвать любопытством, попыткой узнать или сравнить, какие отношения ему больше понравятся. Довольно часто они становятся бисексуальными, в равной степени ощущая влечения к мальчикам и девочкам.

СМИ и интернет сообщество сильно влияют на подростка, естественная потребность которого быть признанным группой, иметь внимание других. 

Стоит понимать, что коррекция бисексуальности и терапия гомосексуальности проходит тем успешнее, чем раньше обнаружены первые их признаки. Поговорить откровенно с родителями, попросить их помочь разобраться в своих чувствах у подростков не всегда получается. Да и самим родителям часто сложно заметить проблему, так как в это не хочется верить – слишком шокирует.

Гомосексуальность в подростковом возрасте: стадия развития?Внедрение новой нормы происходит с самого раннего детства.

Девочки – подростки и склонность к однополым отношениям

Родители пристально следят за поведением своих сыновей, часто упуская из вида дочерей. Тем не менее их поведения заслуживает особого внимания. Выявить однозначные признаки почти невозможно, все очень индивидуально.

Читайте также:  Можно ли сэкономить на воде и не ходить в душ?

То, что на поверхности может выглядеть так: девочка, которая не обращает внимания на мальчиков, относится к ним агрессивно, предпочитает исключительно “мужской” стиль одежды, не пользуется косметикой, не интересуется модой, не признает свое “женское тело”.

Помощь психолога здесь крайне необходима, особенно, если девочка имеет травмы психологического и физического насилия, была свидетелем жестокого обращения с женщиной, выросла без отца, имеет пример тяжелых семейных отношений.

  Любые внешние признаки – это следствие, не стоит настаивать, что бы девочка носила именно платья и так далее.  Родителям лучше обратить внимание на свои отношения в семье, на то, какой контакт  и отношения у вас с подростком.

Гомосексуализм у подростка

Лучшая профилактика – это счастливое детство и хорошая любящая семья!
Не фасад счастливой семьи, а именно честные и доверительные отношения в семье. Полная семья или нет – это точно вторичный фактор.

Ребенку важно прививать  правильное восприятие отношений между мужчиной и женщиной, использовать “охранительные мифы”  и не начинать сексуальное воспитание раньше психологической готовности ребенка. Так же, уже в подростковом возрасте стоит обязательно объяснить разницу между гомо и гетеросексуальными отношениями.

Одна из основных задач родителей оградить ребенка от потока пропаганды гомосексуализма, порнографии, сексуальных тем и всего того, что может сильно травмировать психику ребенка. С другой стороны надо быть готовым говорить на все темы, если ребенок спрашивает.

Только помните, родитель – это совсем не приятель, подробности родительской спальни (сексуальной жизни) должны быть за рамками обсуждения. Данные темы могут наложить сильный отпечаток не только в подростковом возрасте, но и во взрослом состоянии. 

Подростки очень хорошо воспринимают факты, которым находят подтверждения в интернете.

Сейчас, кроме активной пропаганды однополых отношений и браков, легко найти статистику, согласно которой они не длятся долго.

Так происходит потому, что в своем большинстве они держатся на сексуальном интересе, а не на крепких эмоциональных связях. Поэтому все заканчивается тогда, когда уходит страсть и взаимное влечение.

Доверие и понимание

Хорошо, если между ребенком и родителями есть доверительные отношения, они могут свободно разговаривать на любые темы, рассчитывать на полное понимание.

Важно НЕ стыдить  и НЕ винить подростка при любых обстоятельствах! Именно доверие и понимание – лучшие помощники в трудной ситуации.

Другое дело, если разговоры о сексе в доме – табу, родители не могут переломить себя и пойти на откровенный разговор или еще хуже – начинают давить, на ребенка, всеми доступными методами пытаются переломить ситуацию. Тогда срабатывает защитная реакция – подросток все делает назло, в том числе, иногда вступает в гомосексуальные связи.

Чтобы разобраться в себе

Попытки полностью скрыть свои сексуальные  предпочтения, так же как и острое желание выставлять их напоказ не является нормой.

В обоих случаях, рано или поздно развиваются серьезные проблемы с самоотношением и отношениями в целом.

У гомосексуалистов “со стажем” обоих полов довольно часто диагностируют пограничные состояния, нервные расстройства, хроническую депрессию, наркотическую зависимость и т.д.

Также печальная статистика говорит о том, что заболеваемость СПИДом среди гомсексуалистов в 50 раз выше, чем среди людей с традиционной ориентацией. Частая смена партнеров приводит к заражению и другими заболеваниями, которые передаются половым путем, например – гепатит С.  

Именно поэтому так важно разобраться в себе.

Подростку, да и взрослому человеку, очень сложно сделать это самостоятельно, понимая все факторы влияния, часть которых находится вне зоны осознания (слепые пятна).

Давление окружения, особенно, если среди друзей уже есть гомосексуалисты или ярые противники, пропаганда в различных СМИ не позволяют ему точно понять: это его собственное желание или навязанное?!

Следует четко понимать, что притяжение к лицам одного пола – часто  защитная реакция психики после психологической травмы.

Возможно речь идет о психологическом “застревании” в ранним возрасте, недостатке любви и принятия себя на глубинном уровне, что тоже, конечно, родом из детства.

С аналитической точки зрения гипертрофированная маскулинность или феминность, лежащая в основе тех или иных предпочтений,  имеет истоки в ранних отношениях мать-ребенок, папа – ребенок. Об этом имеет смысл писать в отдельной статье.

Залог успеха 

Грамотная психотерапия поможет “посмотреть в лицо” своей гомо (гетеро) идентичности, определить истинные глубинные причины того, что не устраивает,  научиться строить полноценные отношения и эмоциональные связи.

Уже накоплен большой опыт успешной психотерапии гомосексуальных наклонностей (вторичной гомосексуальности) – большое количество  обратившихся взрослых ведут полноценную гетеросексуальную жизнь.

Подростки получают внутреннее благополучие и понимание себя, становятся устойчивыми к внешним провокациям. 

Мы не лечим гомосексуализм – это не болезнь. Мы предлагаем возможность отличить: внутреннее желания от внешних манипуляций, истинное от последствий психологических травм

Обратите внимание, что глубокая психологическая работа по “знакомству” с собой настоящим проходит в процессе индивидуальных консультаций с подростком.

Это поиск того перекрестка, на котором человек свернул на  “ложную” улицу приведшую в тупик.

 
Так же паралельно большое значение имеет психологическая работа с родителями (отдельно с отцом и матерью), поиск и проработка семейно-родовых причин сложившейся ситуации.

Важно понимать, что психолог работает по вашему запросу и не транслирует клиенту ту или иную точку зрения по вопросу сексуальной ориентации

Каждый человек уникален, как и его путь на этой земле. Давайте вместе найдем именно ВАШ путь, наполненный смыслом и чувствами. 

Если человек, независимо от его пола и возраста, отчетливо осознает, что нуждается в помощи – это уже половина успеха терапии. Надеяться на то, что пара визитов легко решит вопрос не стоит – это длительный процесс. Его результатом станет душевное спокойствие, принятие себя и возможность жить свою уникальную жизнь независимо от типа сексуальных предпочтений

Гаврилюк Константин
Консультация психолога для  взрослых и подростков

Консультации для родителей подростков

Нетрадиционная сексуальная ориентация у подростков. Что делать родителям

Сегодня Ирина Юрьевна Прохорова, клинический психолог центра Ember, ответит на вопросы родителей, касающиеся сексуальной ориентации подростков, в первую очередь тех, которые посвящены нетрадиционной сексуальной ориентации.

Ирина Юрьевна, скажите, пожалуйста, как человек становится геем или лесбиянкой? Есть ли какой-то набор стандартных причин?

Единого мнения по этому вопросу нет даже среди экспертов. Есть специалисты, которые полагают, что это врожденная особенность, выявлен так называемый ген гомосексуализма.

Есть специалисты, которые считают, что это результат воспитания. Обычно под этим подразумевается «дурное» воспитание.

Но в целом формирование сексуальной ориентации происходит на очень глубоких слоях психики в достаточно ранние периоды жизни, и потом это только развивается и усугубляется.

Можно ли сказать, что имеет место наследственность в данном вопросе?

Однозначных научных данных на эту тему нет. И даже более того, ни в одном исследовании не установлено, что дети, выросшие в семьях гомосексуалистов в тех странах, где это разрешено законом, демонстрировали гомосексуальную ориентацию чаще, чем другие дети.

А как можно определить, что ребенок является геем или лесбиянкой?

Человек это определяет сам для себя. Определить это снаружи невозможно, потому что за различным поведением человека могут стоять разные мотивы, не очевидные для окружающих. Человек может испытывать влечения и потребности, которые не выражаются во внешнем поведении. То есть изначально распознавание сексуальной ориентации происходит внутри ребенка.

Ирина Юрьевна, если какой-то родитель (папа или мама) узнал, что их ребенок гомосексуалист или лесбиянка – как вести себя в такой ситуации, что делать и куда обращаться? 

В первую очередь не надо горячиться. Здесь очень важно быть осторожными и деликатными, потому что это тот момент, когда достаточно легко совершить лишние действия, последствия которых будет сложно исправить.

Во-первых, если у родителей появились предположения, что сексуальная ориентация их ребенка отличается от общепринятой, то имеет смысл понаблюдать за ребенком некоторое время, за его интересами, о чем он общается и т.д.

Имеет смысл в это время повысить свою информированность – проконсультироваться со специалистами или изучить специальную литературу. После этого, если сомнения не рассеиваются, имеет смысл аккуратно побеседовать с ребенком.

Надо быть готовыми к тому, что ребенок не захочет пускать родителей в свою жизнь. Но в любом случае лучше разговоров с ребенком ничего не может быть, никакие запреты не могут изменить сексуальную ориентацию.

Скажите, а что стоит делать ребенку? Стоит ли детям обсуждать эту тему в семье, с друзьями? Ведь самый главный вопрос, который беспокоит ребенка – что обо мне подумают, если узнают о моих гомосексуальных желаниях?

Если ребенок или подросток распознал у себя гомосексуальные интересы или желания, то здесь первый совет такой же – не нужно ломать дрова. Потому что в сфере сексуальности, как и во многих других сферах жизни, существует лишний опыт, не надо стараться узнать все.

Есть такое понятие – транзиторный подростковый гомосексуализм, который говорит о том, что многие подростки проходят через стадию интереса к своему полу. Этот интерес не обязательно должен получать подкрепление в реальной жизни. То есть если у ребенка есть интерес к сверстникам своего пола, это не значит, что он гомосексуалист.

Истинный интерес к своему полу должен сформироваться задолго до полового созревания. И он должен превалировать над интересом к другому полу.

Читайте также:  Можно ли со 100% гарантией определить пол ребенка на обследовании 4d УЗИ при беременности?

Давайте еще раз выделим, нужна ли специализированная помощь самим родителям таких детей? И какое поведение родителей может усугубить ситуацию в семье?

В любом аналогичном случае специализированная помощь психолога или психотерапевта нужна, потому что эта ситуация отличается от общепринятой, и сталкиваться с трудностями придется постоянно. Нельзя включать никаких острых, жестких запретов. Нельзя идти у подростка во всем на поводу.

Главное, что надо делать родителям – это стараться сохранить со своим ребенком доверительные отношения. Мальчики-подростки находятся в более уязвимом положении, чем девочки, потому что мужские гомосексуальные отношения больше подвергаются осуждению в обществе, чем женские. Поэтому мальчики попадают в группу риска чаще, чем девочки.

Лучшее, что могут сделать родители, это сохранять доверительные отношения и обратиться на семейную консультацию.

Очень часто приходит вопрос о том, можно ли исправить ориентацию подростка с помощью опытных психологов? И нужно ли вообще перевоспитывать ребенка?

Ориентацию просто так исправить нельзя. У подростков гомосексуальное поведение часто бывает обусловлено не гомосексуальной ориентацией, а реактивным поведением, протестная реакция. Таким образом они могут спорить с устройством семейных ценностей. Другой вопрос – насколько это адекватное поведение. Но, тем не менее, такая причина бывает чаще, чем истинная гомосексуальная ориентация.

Ирина Юрьевна, скажите, если родителями было принято решение показать своего ребенка подростковому психологу, но сам ребенок не желает этого, как можно мотивировать ребенка?

Если семье никак не удается организовать совместную консультацию у специалиста, то бывает проще договориться с подростками, если вопрос немного перевернуть. То есть не мы пойдем, чтобы с тобой что-то сделали, чтобы тебе объяснили, что ты не такой, что ты неправильный.

А поставить вопрос таким образом – может быть, мы в чем-то не правы, мы не понимаем, мы перегибаем палку, мы не видим своих ошибок? Многие подростки к такой постановке вопроса относятся гораздо лояльнее и приходят. Если не срабатывают никакие методы, то могут записаться на прием только взрослые. Но тогда это будет разговор о том, что могут в такой ситуации сделать родители.

Что могут они поменять в себе, в своих установках, в своем поведении, чтобы разрешить проблемную ситуацию.

Гомосексуальность в подростковом возрасте: стадия развития?

Прохорова Ирина Юрьевна – ведущий психолог центра Ember. Ее квалификации: клинический (медицинский) психолог, семейный, детский и подростковый психолог, сексолог. Стаж более 20 лет. Огромный опыт работы в молодежной консультации. В нашем центре работает с 2013 года. Ведет прием в офисе на Новочеркасском проспекте, а также проводит онлайн-консультации по skype.

  • Посмотреть странички всех специалистов можно здесь
  • Посмотреть цены можно здесь
  • Запишитесь на консультацию по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

Психосексуальное развитие детей и подростков

Половое развитие и психосексуальное развитие не являются синонимами. Половое развитие – это формирование вторичных половых  признаков, развитие репродуктивных органов, формирование способности к деторождению.

Оно запрограммировано генетически и происходит без нашего участия.

  Психосексуальное развитие (ПСР) – это формирование полового самосознания (ощущение себя представителем определенного пола), направленности сексуального влечения и сексуального поведения в результате совместных усилий природы и воспитания.

Этапы становления подростковой сексуальности

Сексуальность – это центральный аспект человеческого бытия на протяжении всей жизни, который включает в себя пол, гендерную идентичность и гендерные роли, сексуальную ориентацию, сексуальные отношения и  рождение детей.

Сексуальность проявляется и выражается в мыслях, фантазиях, желаниях, убеждениях, отношениях, пристрастиях, поступках, привычках, половых ролях и отношениях. Несмотря на то, что сексуальность может включать в себя все эти аспекты, не всегда они одновременно ощущаются или проявляются.

На сексуальность влияет взаимодействие биологических, психологических, социальных, экономических, политических, культурных, этических, правовых, исторических, религиозных и духовных факторов.

  Сексуальность – это врожденное качество человека, которое по-разному проявляется в детстве и на разных этапах взросления. Подростковая сексуальность так же реальна, как и сексуальность взрослых.

Первый этап – формирование полового самосознания, половая идентификация, то есть осознание принадлежности индивида к определенному полу.

Оно складывается из представления человека о том, насколько он похож на людей своего пола и представления о том, на кого он хотел бы быть похожим.

Содержание этапа в значительной мере  детерминировано половой дифференцировкой мозга в пренатальном периоде, то есть до рождения ребенка.

Уже младенцы могут испытывать приятные ощущения при прикосновении к гениталиям и их стимуляции. Однако в раннем возрасте у нормально развивающихся детей интерес к гениталиям чисто познавательный.

Через изучение своих половых органов, детское любопытство, игры с раздеванием (например, игра в «доктора») и правильное половое воспитание в семье ребенок получает образное представление о своей половой принадлежности, а в процессе игры уточняет строение своего тела и начинает осваивать правильную половую роль.

Этап можно считать завершенным, когда ребенок четко усвоил, кто он – мальчик или девочка. К 4–6 годам дети уже должны понимать, что пол изменить нельзя, и отнесение человека к мужскому или женскому полу определяется строением гениталий.

Второй этап – формирование стереотипа полоролевого поведения – публичного выражения половой идентичности, соответствующего принятым в обществе нормативам и обеспечивающего индивиду принадлежность к определенному полу в глазах окружающих. Этот этап продолжается весь препубертатный период.

Навыки и стиль  полоролевого поведения формируются в играх и быту. Мальчик усваивает мужской тип поведения, девочка – женский. Содержание этапа реализуется, прежде всего, через воспитание в семье – поведение и распределение ролей матери и отца.

Оно во многом определяет формирование соответствующей половой роли у подрастающего ребенка.

Дети в возрасте 6-10 лет становятся более интровертными и стыдливыми. Сексуальность приобретает скрытый характер, а их нравственное развитие вызывает усиливающееся чувство стыда в отношении своей сексуальности.

Сексуальность у детей намного шире, чем у среднего взрослого человека.

Она может рассматриваться как один из аспектов развития чувственности, которая является частью психологического, социального и биологического развития.

Третий этап – формирование сексуального влечения, выбор объекта влечения, реализация своего влечения. Это направленность полового влечения, определяющая выбор полового партнера и особенности полового поведения.

Этого уровня дети достигают к началу полового созревания.

В формировании участвуют как гормональный фон (степень половой зрелости), гены, инстинкты, так и соответствующий уровень психической и социальной зрелости (особенно морали), сексуальное воспитание.

В период полового созревания социальная идентичность дополняется поиском психологической идентичности. Подростки размышляют о своих личных качествах и значимости, а также задумываются о своем месте в жизни.

Формирование идентичности тесно связанно с представлением о самом себе. Половое созревание является также периодом нравственного становления.

Восприятия и мотивы, связанные с сексуальностью, приобретают социальную направленность: с другими и через других.

Третий этап включает три стадии: формирования платонического либидо – 10–12 лет, эротического либидо – в 12–14 лет, и сексуального либидо – в 15–16 лет. Каждая стадия состоит их двух фаз. Значение 1-й фазы любой стадии заключается в выработке установки и накоплении информации об особенностях полового поведения, его внешних проявлениях и сущности.

Индивидуальную ориентацию в 1-й фазе каждой стадии можно считать завершенной при наличии внутренней готовности к реализации сформированных тенденций. Задача 2-й фазы каждого этапа – научиться реализовать свое половое влечение (платоническое, эротическое и сексуальное).

Эти фазы соответствуют морфологическому (количественному) и функциональному (качественному) компонентам пубертатного созревания.

Между стадиями нет четких границ, они плавно переходят друг в друга, возможны пограничные стадии. Таким образом, в платонических мечтах содержатся элементы эротических фантазий, а в эротических – сексуальных.

Психосексуальное развитие подростка нельзя рассматривать в отрыве от полового, психического и социального созревания.

В становлении сексуальности последовательно формируется эмоциональный, затем телесный компонент и лишь затем, по мере созревания морали, – чувство ответственности.

Психосексуальное развитие личности: от младенчества до раннего подросткового возраста

Психосексуальное развитие – это процесс полового созревания и самосознания человека, которое сопровождается формированием его сексуальной ориентации и принадлежности к определенному полу. Этот процесс начинается еще утробе матери и заканчивается примерно к 25 годам.

Первым теорию о психосексуальном развитии человека и его этапах описал известный ученый Зигмунд Фрейд. Он поделил период сексуального становления личности на несколько фаз, каждой из которых характерны определенные изменения в самосознании и поведении ребенка, а потом и взрослого человека.

Читайте также:  Вода с лимоном для похудения

С того времени наука шагнула далеко вперед, и сейчас современные ученые-сексологи несколько иначе описывают и воспринимают психосексуальное развитие ребенка.

Однако, по-прежнему важно помнить, что во многом именно от родителей зависит какое гендерное (полоролевое) поведение будет характерно для их уже выросшего чада.

А также — сформируется ли у него здоровая сексуальность и нормальное ее восприятие или начнут развиваться фобии и отклонения.

От начала жизни до трех лет

В отличии от представления некоторых родителей, психосексуальное развитие ребенка начинается отнюдь не в подростковом возрасте. Этот процесс зарождается еще во внутриутробном периоде, когда определяется пол ребенка и формируются половые органы.

После рождения, психосексуальное развитие младенца продолжается в тесном взаимодействии с родителями, поведение и отношение которых, как уже было сказано, сильно влияет на становление его личности.

В этом периоде очень важен физический контакт с матерью. Ученые сходятся во мнении, что чем больше мама берет малыша на руки, обнимает, тем больше у него будет доверия к окружающему миру и людям. Также подобный контакт положительно влияет на восприятие ребенка самого себя, воспитывает чувство уверенности в себе и принятии своего тела.

«Кто я: мальчик или девочка»: от года до трех лет

В этот период ребенок постепенно осознает свою половую принадлежность. Он начинает понимать, кто он – мальчик или девочка и что взрослые делятся на «дядей» и «тетей». Если полуторагодовалый карапуз может еще равнодушно относиться к тому, что взрослые неправильно называют его пол, то трехлетка – скорее всего уже будет сердиться.

«Ой, кто тут у нас?» — игриво спрашивает бабушка у Ирочки, которой нет еще двух лет. «Что это у нас за хороший мальчик? Ты – мальчик?». Малышка смеется и мотает головой (нет), ей нравится игра, ей пока еще все равно какого она пола.

Тем временем бабушка поворачивается к трехлетнему Илюше, желая продолжить шутку: «А это кто? Наверное, моя любимая девочка?». Но игра вдруг принимает неожиданный оборот: внук кидается на бабушку чуть ли не с кулаками.

«Ты что – глупая? Я – мальчик! Мальчик!»

Трехлетка уже не только понимает свою гендерную принадлежность, но и принимает ее как единственно правильную. Мальчик начинает стремиться быть «как папа», девочка – «как мама». Именно с этого возраста уже важно, чтобы с ребенком проводил время и потихоньку включал в какую-то помощь родитель одного с ним пола.

Кроме того, малыша интересуют его половые органы, он начинает изучать их: рассматривать, трогать. Это нормально, если вы не будете специально заострять на этом внимание – это скоро пройдет.

О завершенности этой стадии сигнализирует четкое определение ребенком себя к тому или иному полу. На вопрос о том, кто он, ребенок отвечает: «я — мальчик» или «я — девочка».

«Как я появился на свет»: период с 3 до 5-7 леТ

Примерно с трех лет ребенок начинает активно интересоваться, как устроено его тело и тела его друзей. Он может задавать вопросы, почему же половые органы мальчиков и девочек разные. Почему мама и папа спят вместе, а он или она – одни. Также – как они появились на свет и почему происходит именно так.

Следует понимать, что любопытство детей носит чисто поверхностный характер, а не сексуальный или эротический. Чтобы удовлетворить его, нужно давать четкие, правдивые ответы и ребенку этого пока будет достаточно.

Удовлетворить свое любопытство насчет строения тела, дети могут и сами, играя в игры, которые позволяют сделать это беспрепятственно. Например, в «доктора», когда на «приеме» нужно раздеваться. Становясь более взрослыми, ребенок выбирает игры, в которые играют дети одного с ним пола. Мальчики – «войнушки», «стрелялки», девочки – куклы.

При этом, мальчики могут не принимать в свои игры девочек, мотивируя это тем, что эти игры не для них. А девочки – прогонять от себя мальчиков. Но чаще дошкольники еще достаточно лояльно относятся к общению с детьми и своего, и противоположного пола. Так, например, для игры «в семью» девочки могут привлекать мальчиков в качестве пап и сыновей.

Что важно: родителям нужно помнить, что отношение к половым органам у ребенка формируется такое же, как относятся к ним они сами. Поэтому, разговаривать на эту тему лучше без жеманства, заминок и ни в коем случае не пренебрежительно.

Негативное высказывание родителей к гениталиям, разговор на эту тему, как о чем-то «грязном» и «недостойном», может привести к тому, что ребенок будет негативно относится к своему телу.

Во взрослой жизни это чревато глубокой неуверенностью в себе, а в сексуальном плане – фригидностью или импотенцией.

С другой стороны, если ребенок не задает подобных вопросов, это еще не значит, что они его не интересуют. Следует понимать: если эти вопросы задаются не родителям, то существует вероятность, что ребенок задает их кому-то другому и получает на них ответы.

Родителям на заметку: важно присматриваться к детям во время игры, к тому, какие роли они выбирают. Ведь для детей игра – это возможность проявить себя, для них она не отличается от действительности.

Если мальчики выбирают женские роли и модели поведения, а девочки – мужские, это может свидетельствовать о нарушении полоролевого развития.

Если же и в повседневной жизни они просят называть их именами противоположного пола, мальчики – считать их девочками, а девочки – мальчиками, это уже может говорить о нарушении половой аутентификации.

В таких случаях лучше обратиться к специалисту – детскому психологу, который поможет выяснить, когда и почему, на какой стадии случился «сбой». Если это необходимо, подскажет, нужны ли дополнительные консультации медиков. Также — поможет скорректировать дальнейшее психосексуальное развитие ребенка.

Период с 7 до 12 лет: формирование полоролевого поведения

Психосексуальное развитие продолжается. Мальчики все больше идентифицируют себя с мальчиками, девочки – с девочками. Закреплению этих ролей способствуют игры и каждодневный быт семьи. Мальчики усваивают модель поведения мужчины благодаря отцу, девочки – модель женщины благодаря матери.

Дети на этом этапе могут стать более стыдливыми, осознавая, что они нравятся противоположному полу. Но в этот момент они уже обращают внимание на свою внешность, беспокоясь о том, насколько она соответствует эталонам, принятым в кругу их сверстников.

В период младшего подросткового возраста (9-12 лет) может появиться первая детская влюбленность. Это значит, что ребенок вступает в платоническую стадию психосексуального развития. Дети учатся знакомиться, обращать на себя внимание, находить общий язык с противоположным полом.

В таких отношениях еще нет сексуальной составляющей. Дети общаются на разные темы, изучают интересы друг друга. Мальчики учатся ухаживать за девочками, а девочки – принимать ухаживания мальчиков. Эта стадия во многом формирует эмоциональную и чувственную сторону будущих серьезных отношений.

Важно понимать: если во взрослой жизни у мужчины или женщины есть проблемы с общением с противоположным полом, то корни их нужно искать именно в этом периоде. Поэтому родителям, особенно противоположного пола, крайне нежелательно остро критиковать своих детей. Наоборот — важно дать им почувствовать свою поддержку.

Родителям на заметку: вышеописанные варианты поведения – норма для подобного периода, но могут быть и отклонения.

Например, чрезмерно кокетливое поведение девочек 5-10 лет, поцелуи с мальчиками могут сигнализировать о повышении сексуального влечения, что для детей этого возраста не характерно.

У мальчиков такое отклонение может проявляться в желании прижаться к телу родственниц, посторонних женщин, часто притрагиваться к гениталиям.

Но такое поведение может быть обусловлено и нехваткой внимания. Шокирующие выходки, за рамками приличий, обязательно вызывают резонанс и позволяют быть замеченными.

Второй психологической причиной вроде бы отклоняющегося сексуального поведения может быть не умение соблюдать личные границы окружающих, недостаточно четкое понимание того, как можно и как нельзя себя вести в отношении других людей.

Поэтому первый специалист, к которому имеет смысл обратиться, если что-то настораживает вас в отношениях ребенка со сверстниками или его психосексуальном развитии – детский психолог.

Его консультация позволит разобраться в причинах нарушения и определить, какого рода помощь нужна в каждом конкретном случае.

Своевременное обращение к психологу позволит скорректировать ситуацию и не допустить формирования отклонений сексуального поведения в будущем.

Как видите, каждый этап психосексуального развития привносит свои изменения в характер и становление личности ребенка. Важно знать их, наблюдать за своими детьми, а при необходимости не бояться обращаться к специалисту.

Читайте так же: Становление сексуальности: от подростка к взрослому

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector